13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя коап рф

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 3 ст. 30.6 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается единолично судьей либо должностным лицом;

2) судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы:

а) не связаны ее доводами. Тем не менее, все доводы, которые в жалобе приводятся, должны быть исследованы;

б) обязаны проверить дело об административном правонарушении в полном объеме (т.е. все имеющиеся материалы по делу, а равно дополнительно истребованные материалы);

3) порядок рассмотрения, предусмотренный в ст. 30.6, применяется также при рассмотрении определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ч. 4 ст. 30.1).

2. В ходе рассмотрения жалобы последовательно совершаются следующие процессуальные действия:

1) объявляется (устно, что отражается в протоколе), кто рассматривает жалобу (фамилия, имя, отчество должностного лица, его специальное звание, занимаемая должность и т.п.), какая жалоба подлежит рассмотрению (т.е. необходимо точно огласить название жалобы и дату ее подачи), кем подана жалоба (т.е. необходимо назвать фамилию, имя, отчество гражданина, подавшего жалобу, его адрес либо наименование (фирменное наименование) юридического лица, его местонахождение, фамилия, имя, отчество его законного представителя и т.п.);

2) устанавливается явка физического лица, его законного представителя (если это несовершеннолетний), законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено обжалованное постановление. Проверяются также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) наряду с проверкой полномочий законных представителей проверяются полномочия защитника и представителя (например, путем истребования ордера адвоката, выданного юридической консультацией, см. коммент. к ст. 25.3-25.5);

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение (т.е. выносится определение) о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц, а если это невозможно – об отложении рассмотрения жалобы. Эти определения немедленно оглашаются;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы (о чем делается запись в протоколе);

6) разрешаются заявленные отводы:

а) участникам (например, защитникам, представителям) производства по делу (см. коммент. к ст. 25.12, 25.13);

б) судьям, членам коллегиального органа, должностным лицам (см. коммент. к ст. 29.2, 29.3).

Кроме того, разрешаются заявленные ходатайства (см. коммент. к ст. 24.4);

7) оглашается содержание жалобы;

8) всесторонне и полно (на основе исследования ранее представленных доказательств, совершения всех необходимых процессуальных действий) изучается законность и обоснованность постановления по делу;

9) если прокурор участвовал в рассмотрении дела, заслушивается его заключение. В практике возникает вопрос: заслушивается ли заключение прокурора на стадии рассмотрения жалобы, если ранее (например, при рассмотрении дела об административном правонарушении) прокурор не принимал участия в процессе? Правила п. 8 ч. 2 ст. 30.6 не препятствуют этому; прокурор может выступить со своим заключением и в такой ситуации. Заключение прокурора приобщается к материалам дела.

3. ВС разъяснил, что:

1) судья, вышестоящее ДЛ не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное постановление и направить дело на новое рассмотрение. Однако следует учитывать, что “принцип невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе” не может быть нарушен (п. 15 Обзора от 25.03.09);

2) присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного ареста или выдворения вышестоящем суде – не обязательно, если это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от него поступило ходатайство об отложение рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 7 Обзора от 17.09.08)

Статья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 30.6 КоАП РФ

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Комментарий к Статье 30.6 КоАП РФ

1. На КоАП не распространяются положения ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (Российская газета. 2006. 5 мая), так как установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Соответственно, в силу специфики процессуальных отношений, обращения граждан, связанные с реализацией своих процессуальных прав, регулируются Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, КоАП.

2. Рассмотрение жалобы производится в строго процессуальном порядке, а именно с соблюдением базовых требований, так, она подлежит рассмотрению судьей единолично в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.

Должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.

Акцентируется внимание на законности и обоснованности дополнительно представленных материалов, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП и ГПК.

При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы (см. комментарий к статье 28.2 КоАП).

3. Положения комментируемой статьи нашли более детальное отражение в части 6 ст. 210 АПК РФ, где не только воспроизведено это положение, но и определены обстоятельства, которые подлежат установлению при рассмотрении дела в судебном заседании: наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение; имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности; не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, прямо возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно ч. 5 ст. 210 АПК РФ в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Другой комментарий к Ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья устанавливает условия, соблюдение которых является обязательным при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В частности, в ч.1 закреплено общее правило: жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Читать еще:  Жалоба на имя главного врача образец

2. Порядок рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, как следует из содержания статьи, в основном тот же, что и при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.29.1-29.13 КоАП РФ).

В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе должностные лица обязаны тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выяснить: назначено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом); был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности; допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении данного правонарушения и какова степень его вины; соотетствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного правонарушения и какова степень его вины; учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение; не истекли ли сроки давности для назначения наказания; причинен ли имущественный ущерб и в каком размере; другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, вышестоящие инстанции проверяют законность действий и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку допущенные нарушения на этой стадии могут отразиться на законности и обоснованности постановления в целом. В этих случаях заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

3. Рассматривая жалобу, судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального закона. Большинство нарушений, как правило, сводятся к неправильной квалификации деяния (действия либо бездействия) или ошибкам при назначении административных наказаний. Неправильное применение материальных норм часто является результатом ошибок, связанных с применением процессуальных норм КоАП РФ (неполнота исследования обстоятельств дела, односторонняя оценка доказательств).

Процессуальное нарушение должно влечь отмену постановления не только тогда, когда материалы дела свидетельствуют об ошибочности вывода судьи, должностного лица, коллегиального органа по делу, но и в тех случаях, если ставится под сомнение правильность его разрешения. Несущественные процессуальные нарушения не влекут отмены постановления. Вопрос об отмене постановления вследствие допущенного нарушения процессуального закона решается судьей, должностным лицом, рассматривающим жалобу с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ходатайство о рассмотрении адм. Дела в мое отсутствие

Добрый день! Могу я при рассмотрении адм. дела о неуплате в срок штрафа ГИБДД ст. 20.25 ч.1 КОАП подать ходатайство о рассмотрении дела в мое отсутствие, изложив все обстоятельства, помешавшие мне заплатить в срок штраф, приложив документы к этому ходатайству, если я уже был извещен о дате рассмотрения из суда по телефону?

Да конечно можете. На Вашем месте я бы оформил ходатайство о рассмотрении дела в Ваше отсутствие отдельным документом. Ваши объяснения изложите письменно и подробно, приложите документы, которые посчитаете необходимыми и укажите их наименование в приложении к объяснениям. Я бы также написал ходатайство о приложении объяснений к материалам административного производства. Требуется самая общая форма: прошу приобщить то-то и то-то без каких-то изысков.

Для сведения: КоАП РФ

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Статья 30.6 КОАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Комментарии к ст. 30.6 КОАП РФ

1. Комментируемая статья подробно регламентирует процедуру рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Несоблюдение процессуальных требований может отрицательно отразиться на полноте и объективности рассмотрения дела и стать основанием для отмены решения по жалобе в случае последующего обжалования.

2. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Например, если обжалуется только мера наказания, в ходе рассмотрения жалобы необходимо проверить достоверность самого факта правонарушения, виновность лица, его совершившего, все другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств. Таким образом, вводятся элементы апелляционного производства, что позволяет надеяться на повышение эффективности этой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях и обеспечение своевременности устранения нарушений закона, которые еще довольно часто допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

Читать еще:  Срок ответа пристава на жалобу

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Кроме того, судья Тындинского районного суда рассмотрел дело в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании участвовал как сам Половица А.В., так и его защитник Юхименко А.А.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

В силу пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, помимо прочего, устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Жалобы на судебные акты нижестоящих инстанций рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), арбитражными судами – по нормам главы 25 АПК РФ.

Закрепляя процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с этим возлагает на органы и должностные лица, осуществляющие административно-деликтное производство, обязанности по их разъяснению привлекаемому к административной ответственности лицу при применении к нему административного задержания (часть 5 статьи 27.3), составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения (часть 7 статьи 28.1), вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (часть 3 статьи 28.7), составлении протокола об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.2), рассмотрении дела об административном правонарушении (пункт 5 части 1 статьи 29.7), а также обжаловании постановления по делу об административном правонарушении (пункт 5 части 2 статьи 30.6).

2.1. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а также рассмотрения соответствующих жалоб, предусмотренный статьями 30.1 – 30.8 КоАП Российской Федерации, предполагает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела, а постановление, вынесенное судьей, – в вышестоящий суд (пункты 1 и 3 части 1 статьи 30.1); жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, которая подана в суд, рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (части 1 и 3 статьи 30.6).

соблюдается ли вышестоящим должностным лицом установленная ст. 30.6 КоАП РФ процедура рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении;

нет ли случаев принятия вышестоящим должностным лицом по результатам рассмотрения жалобы (протеста) решения, не предусмотренного ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ;

158. При необходимости истребования дополнительных материалов заместитель руководителя Росфиннадзора, правомочный рассматривать жалобу, выносит определение об отложении рассмотрения дела в связи с истребованием дополнительных материалов в соответствии с подпунктом “в” пункта 7 части 1 статьи 29.7, статьей 30.6 КоАП. Копия определения направляется сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении лицу, у которого надлежит истребовать дополнительные материалы, а также заявителю жалобы.

При рассмотрении жалобы должен быть соблюден порядок, установленный статьей 30.6 КоАП.

Если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции руководителя ФАС России, выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности (Приложение N 22).

Конституционный Суд Российской Федерации связал положения Кодекса, допускающие получение судьей доказательств при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (пункт 2 статьи 30.4) и при ее рассмотрении (часть 2 статьи 30.6), с исследованием представленных доказательств, проверкой их допустимости, относимости и достоверности, что согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства (Определение от 6 июля 2010 года N 1086-О-О). Из этого вряд ли следует задача и обязанность судьи принимать по своей инициативе меры к восполнению или исправлению недостатков и дефектов, которые орган или должностное лицо допустили в доказывании вины гражданина. Напротив, хотя пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса и предусматривает общим образом разрешение вопросов о вызове лиц, истребовании дополнительных материалов и назначении экспертизы при подготовке к рассмотрению дела, пунктом 4 той же части той же статьи предусмотрено возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, если протокол составлен, а материалы оформлены неправильно.

210. При необходимости истребования дополнительных материалов заместитель руководителя Федеральной службы, правомочный рассматривать жалобу, выносит определение об отложении рассмотрения дела в связи с истребованием дополнительных материалов в соответствии с подпунктом “в” пункта 7 части 1 статьи 29.7 “Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении” КоАП, статьи 30.6 “Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении” КоАП. Копия определения направляется с сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении лицу, у которого надлежит истребовать дополнительные материалы, а также заявителю жалобы.

Проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении не может быть, следовательно, осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях. Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов, не вдаваясь при этом в вопросы факта, а потому на данной стадии процесса недопустимо применение по аналогии положений статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: согласно пункту 8 ее части 2 законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов, проверка же дела в полном объеме безотносительно к доводам жалобы (часть 3) на основании в том числе дополнительно представленных материалов придает такой процедуре (согласно части 3 статьи 30.9 она применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении) характер апелляционной процедуры, которая в надзорной стадии применена быть не может.

Читать еще:  Куда жаловаться на прокуратуру района

46. По жалобе или протесту целесообразно назначать проверку, результаты которой излагать в мотивированном заключении по результатам проверки жалобы, рассмотрения протеста (приложение N 24). Рассмотрение жалобы, протеста осуществляется соответствующим должностным лицом в порядке, установленном в ст. 30.6 Кодекса. По результатам рассмотрения вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 Кодекса выносится решение по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (приложение N 25).

Каков порядок рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении?

Статья 30.6 КоАП устанавливает порядок, соблюдение которого обязательно при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Общее правило, закрепленное в этой статье, гласит, что жалоба на постановление но делу об административном правонарушении рассматривается судьей или должностным лицом единолично.

Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении немногим отличается от порядка рассмотрения административного или гражданского дела. В начале процесса объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем она подана. Далее судья или должностное лицо устанавливает явку физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явку вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц. Судья обязан проверить полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. В случае неявки кого-либо из участников процесса выясняются причины неявки, затем принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Судья или должностное лицо, рассматривающее жалобу, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности. Если участники процесса заявляют какие-либо ходатайства или отводы, данные вопросы подлежат немедленному разрешению.

После оглашения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств. В частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства и осуществляются другие процессуальные действия.

В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе судьи и должностные лица обязаны тщательно исследовать все обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего. В частности, необходимо выяснить, назначено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом; был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности; допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении данного правонарушения и какова степень его вины. Судьи и должностные лица выясняют также, соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного правонарушения, учтены ли при этом характеристики личности виновного, его имущественное и семейное положение; не истекли ли сроки давности назначения наказания; причинен ли имущественный вред и в каком размере.

При рассмотрении жалобы судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального законодательства. Как правило, большое количество нарушений по административным делам связано с неправильной квалификацией деяния или ошибками при назначении административных наказаний, что является последствием неполного исследования обстоятельств дела и односторонней оценки доказательств.

Судья и вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Нарушения закона, выявленные при рассмотрении дела об административном правонарушении влекут отмену постановления не только в тех случаях, когда материалы дела свидетельствуют об ошибочности выводов судьи, должностного лица, коллегиального органа по делу, но и в случаях, когда ставится иод сомнение правильность его разрешения. Вопрос об отмене постановления об административном правонарушении вследствие допущенного при рассмотрении дела процессуального нарушения решается судьей или должностным лицом, рассматривающим жалобу, с учетом конкретных обстоятельств дела.

По результатам рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений:

  • 1) постановление оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения;
  • 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • 3) об отмене постановления и прекращении производства по делу;
  • 4) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган или должностному лицу, правомочным рассмотреть данное дело, в случаях нарушения процессуальных требований, а также в случаях необходимости применить закон об административном правонарушении, влекущий назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу была подана жалоба на мягкость назначенного административного наказания;
  • 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснится, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом или должностным лицом.

Административное законодательство не допускает усиления административного наказания при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что судья или вышестоящее должностное лицо, рассматривающее жалобу, не имеют права увеличить размер наказания, даже если оно назначено с явными нарушениями закона, а также заменить вид наказания более строгим, применить дополнительное наказание, если оно не было назначено.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения но жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы.

Решение по жалобе доводится до сведения органа или должностного лица, исполняющих постановление, а также до сведения лица, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшего в день вынесения решения (ст. 30.8 КоАП).

Возможен ли пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление об административном правонарушении?

Да, возможен. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление об административном правонарушении, представляет собой проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу решений административных органов.

Пересмотр вступивших в законную силу решений по делам об административных правонарушениях производится исключительно в судебном порядке. Согласно общему правилу, установленному ст. 30.9 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Производство по пересмотру решений, вынесенных по жалобе на постановление об административном правонарушении, и производство по рассмотрению жалоб (об этом было рассказано в предыдущем вопросе) практически одинаковы. Это выражается в том, что:

  • 1) при пересмотре решений, вынесенных но жалобе на постановление об административном правонарушении, проверяется не только решение, вынесенное по жалобе, но и само первоначальное постановление;
  • 2) судьи не связаны доводами жалобы и проверяют административное дело в полном объеме;
  • 3) при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление об административном правонарушении, судья имеет право отменить или изменить постановление, но не вправе принять решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • 4) сроки подачи и пересмотра последующих жалоб тс же, что и при подаче и рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;
  • 5) решение по последующей жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно, а копии решений направляются заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Источники:

http://base.garant.ru/5872064/a5957f5b151ce69b04e14ae89e8ea654/
http://koapkodeksrf.ru/rzd-4/gl-30/st-30-6-koap-rf
http://pravoved.ru/question/759081/
http://rulaws.ru/koap/Razdel-IV/Glava-30/Statya-30.6/
http://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-iv/glava-30/statja-30.6/
http://studme.org/69941/pravo/poryadok_rassmotreniya_zhaloby_postanovlenie_administrativnom_pravonarushenii

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: