4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Взыскание недоимки

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Недоимка по налогам: что это такое, порядок взыскания, последствия

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант 1C-WiseAdvice

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.
Читать еще:  Где сдать личную карточку охранника

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

Как налоговая взыскивает долги

Эту статью я писал для биржи статей где-то с год назад, но у меня ее не приняли в связи с непрохождением теста на уникальность (так как в статье используются типовые экономические и налоговые выражения), а переделывать мне было очень лень, поэтому статья завалялась и в нашем ветреном законодательстве может потерять актуальность в ближайшее время. Поэтому выкладываю на Пикабу для ликбеза и в качестве помощи тем, кто столкнулся с налоговыми органами, или для студентов, изучающих налоговое право.

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации. В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика. Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания. Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года. Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты. Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию. Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника. Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке. Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника. Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении. При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа. Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании. При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте. Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются. Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании. Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое «ограничение» на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк «зарезервирует» на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве «арестован» счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг. Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен. Списание средств со счета по инкассовому поручению — еще не повод ждать мгновенную «разблокировку» счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта. Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета. Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют. В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника. Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества. Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Читать еще:  Доверенность на бабушку с ребенком в травмпункт

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей. Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев. Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

Недоимка по налогам: в чём её суть и чем она угрожает компании

Как налоговики взыскивают недоимку: пошаговый алгоритм

    Поделиться:

Несвоевременная уплата налогов в бюджет – явление в бизнесе нередкое. При этом далеко не всегда недоимка бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчёте налогов или при заполнении платёжных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов и т.д. О том, когда возникает недоимка и чем она грозит бизнесу, в своём корпоративном блоге рассказала бухгалтерская компания 1С-WiseAdvise.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам? Согласно статье 11 Налогового кодекса, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода:

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идёт именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое. Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам. Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например, компания сдала декларацию по НДС за III квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 рублей. По правилам, которые установлены статьей 174 Налогового кодекса РФ, НДС надо платить равными долями в течение трёх месяцев, следующих за отчётным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 рублей 22 октября. Таким образом, у неё числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 рублей (9000 рублей минус 3000 рублей). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;

недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Это может произойти в силу разных обстоятельств, например, следующих:

бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;

сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации, а ошибка возникла при заполнении платёжного поручения;

сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в платёжке верно, но платёж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчётов с бюджетом;

бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчёта зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Такой порядок следует из статьи 75 Налогового кодекса РФ, пункта 9 статьи 13 закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, статьи 9 закона от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ, писем Минфина от 1 августа 2017 года № 03-02-07/1/48936, от 10 июля 2017 года № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А её руководство – к ответственности административной и, в особо тяжёлых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и её должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчёте либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платёж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в платёжке) или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании грозят только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24 мая 2017 года № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице:

Образовавшуюся у компании недоимку будут взыскивать налоговые инспекторы. При этом они будут действовать по следующему алгоритму:

Шаг № 1: направление требования об уплате

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам. В общем случае требование направляют в течение трёх месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки. Эти правила установлены статьей 70 Налогового кодекса РФ.

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ устанавливает то, какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию его заплатить.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из постановления президиума ВАС от 22 июля 2003 года № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приёме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 12 порядка, утверждённого приказом ФНС от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Шаг № 2: вынесение решения о взыскании и списание денег со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролёры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истёк срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролёры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадёжной и списана;
  • компания подала «уточнёнку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счёт средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублёвого расчётного счёта. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчётном счёте недостаточно, могут быть задействованы (при определённых условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счёт, депозитные вклады, счёт в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролёры вправе взыскать недоимку за счёт электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыскание недоимки за счёт имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать её за счёт прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Перечень такого имущества приведён в пункте 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на её балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 Налогового кодекса РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: блокирование счёта и арест имущества

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролёры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на её имущество. Основание – статьи 76 и 77 Налогового кодекса РФ.

Блокировка счёта производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Решение признать недоимку безнадёжной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ. В частности, контролёры спишут долг в следующих случаях:

если компания ликвидируется. Безнадёжной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть её за счет средств учредителей и участников невозможно;

по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;

долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий её банк был ликвидирован;

если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 рублей, а с момента её образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать её и в своем учёте.

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определённых обстоятельствах – и к уголовной – ответственности. В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование компании. Поэтому руководству компании крайне важно следить за тем, чтобы недоимки в идеале либо не возникали вообще, либо своевременно погашались.

Понятие недоимки. Порядок взыскания недоимок с юридических и физических лиц;

Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11

Право взыскания недоимки по налогам установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога

Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т. е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание производится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, которое направляется налогоплательщику.

Читать еще:  Заявление приставам об уменьшении процента удержания образец

Для списания сумм налогов со счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднее следующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т. е. в третью очередь).

В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавливает ограничения для списания средств с депозитных счетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срока депозитного договора. ,

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика возможно лишь при недостаточности средств на его счетах или при отсутствии информации о его счетах. При таком взыскании имущество налогоплательщика реализуется на основании специального решения руководителя (его заместителя) налогового органа путем возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1 .

НК РФ устанавливает очередность взыскания имущества:

1) наличные денежные средства;

2) имущество непроизводственного назначения (ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт и т. д.);

3) готовая продукция (товары); i

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

1434) сырье, материалы и основные средства, участвующие в производстве;

5) имущество, переданное по договорам иным лицам во владение, пользование или распоряжение;

6) иное имущество.

Установление такой очередности направлено на предоставление налогоплательщику возможности продолжать свою производственную деятельность несмотря на взыскание.

Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:

— решение о взыскании принято по истечении 60 дней с момента окончания срока исполнения требования об уплате налога;

— вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке основан на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо статуса и характера деятельности налогоплательщика;

— недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отношению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организациями, либо с организаций, которые по отношению к налогоплательщику являются основными (преобладающими, участвующими).

Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налоговым органом исключительно путем обращения в суд с соответствующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рассматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установленном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица такая же, как и предусмотренная для взыскания сумм недоимки с организаций.

Взыскание недоимок по налогам и сборам с организации и индивидуального предпринимателя

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При выявлении недоимки у налогоплательщика налоговый орган формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, по форме, утвержденной, который хранится в электронном виде в налоговом органе.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств (далее – решение о взыскании) заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/662@. Первый экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее шести рабочих дней после вынесения решения о взыскании, второй экземпляр хранится в налоговом органе.

Решения о взыскании, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок, либо в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 и пунктом 13 статьи 204 Кодекса, формируются отдельно.

Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде поручение налогового органа на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В случае направления налоговым органом поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма вышеназванных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств, путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя в банке.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса, а также сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика, на который должны быть переведены электронные денежные средства. В случае отсутствия на этом счете налогоплательщика поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо ранее выставленные поручения на списание и перечисление перенаправить на этот расчетный счет налогоплательщика.

В случае возврата банком по причине ненадлежащего оформления соответствующего поручения, налоговый орган исправляет ошибки и не позднее дня, следующего за днем возврата, и направляет в банк поручение на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации или на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента)- организации, индивидуального предпринимателя в банке.

В случае возврата банком поручений налоговых органов по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета или корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, взыскание осуществляется с иных счетов и корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика в банке (в т.ч. с вновь открытых) путем направления соответствующего поручения.

В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите решение о взыскании отменяется, поручения налоговых органов из банков отзываются в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на расчетных счетах и корпоративных электронных средствах платежа налогоплательщика для исполнения решения о взыскании за счет, налоговый орган вправе приостановить (отозвать) не позднее дня, следующего за днем поступления в соответствии со статьями 76 и 86 Кодекса информации от банка о наличии денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика, ранее выставленные на эти счета поручения и перенаправить их на те расчетные счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, в т.ч. и на вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения соответствующего решения о взыскании, в срок до принятия налоговым органом в соответствии со статьей 47 Кодекса решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику КГН, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. В решении о взыскании перечисляются все участники КГН.

При этом взыскание налога за счёт денежных средств на счетах в банках в первую очередь в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Кодекса производится за счёт денежных средств ответственного участника КГН, путём направления поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учётом сумм, уплаченных ответственным участником КГН.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника КГН для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счёт денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН.

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника КГН при взыскании налога в порядке, предусмотренном вышеуказанным подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счёт денежных средств в банках у любого иного участника этой группы.

В целях наиболее эффективного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации последовательность взыскания в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса определяется налоговым органом самостоятельно.

При уплате налога, в том числе частично, одним из участников КГН процедура взыскания в уплаченной части прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 46 Кодекса.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Кодекса;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решению о взыскании.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств в соответствии со статьей 76 Кодекса.

Наложение ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в соответствии со статьей 77 Кодекса.

Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Источники:

http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nedoimka.html
http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/nedoimka-po-nalogam-chto-eto-takoe-poryadok-vzyskaniya-posledstviya/
http://pikabu.ru/story/kak_nalogovaya_vzyiskivaet_dolgi_6246360
http://biz360.ru/materials/nedoimka-po-nalogam-v-chyem-eye-sut-i-chem-ona-ugrozhaet-kompanii/
http://studopedia.su/17_86838_ponyatie-nedoimki-poryadok-vziskaniya-nedoimok-s-yuridicheskih-i-fizicheskih-lits.html
http://studopedia.ru/6_72619_vziskanie-nedoimok-po-nalogam-i-sboram-s-organizatsii-i-individualnogo-predprinimatelya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector