Бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа
В каком порядке можно получить отметку налоговой инспекции о принятии ими по почте бухгалтерской отчетности?
Организация отправила бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по почте. В каком порядке можно получить отметку налоговой инспекции о принятии ими по почте бухгалтерской отчетности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проставить на копиях бухгалтерской отчетности, отправленной по почте, отметку о ее принятии. Налоговый орган обязан проставить указанную отметку, отметив датой ее представления дату отправки почтового отправления с описью вложения.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Итак, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется именно бухгалтерским законодательством.
В п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ установлено, что бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю (налоговому органу) организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.
При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Таким образом, Ваша организация вправе отправить бухгалтерскую отчетность в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения. Налоговый орган обязан принять полученную по почте отчетность. В этом случае датой сдачи отчетности будет дата, проставленная на почтовой квитанции. Считается, что отчетность (как и декларация) подана вовремя, если ее сдали на почту до 24.00 последнего дня установленного срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) почтовые отправления, согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221), принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) под расписку в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Таким образом, при направлении отчетности (декларации) почтовым отправлением с описью вложения лицо, оказывающее услуги почтовой связи, должно выдать квитанцию, в которой, в том числе, указываются полное наименование налоговой инспекции и ее адрес. И именно эта квитанция будет подтверждением представления бухгалтерской отчетности (налоговой декларации) в инспекцию.
Регистрируемые почтовые отправления могут направляться с уведомлением о вручении. Факт получения налоговой декларации (отчетности), по мнению судей ФАС Московского округа, можно подтвердить, в том числе, почтовым уведомлением о получении инспекцией документа (постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КА-А40/10409-08).
При этом если впоследствии организация попросит проставить на своих экземплярах бухгалтерской отчетности (копиях), отправленной по почте, отметку о ее принятии, налоговый орган будет обязан это сделать, отметив датой ее получения дату отправки почтового отправления с описью этих документов. Это следует из п. 4 ст. 80 НК РФ, согласно которому по просьбе налогоплательщика на копии бумажной декларации (а в данном случае – на комплекте бухгалтерской отчетности организации) налоговая инспекция обязана проставить отметку о принятии оригинала и дату его получения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
20 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Электронная отчетность. Отвечаем на вопросы.
Электронная отчетность. Отвечаем на вопросы.
Прошли 9 месяцев текущего года, и в октябре все налогоплательщики должны отчитаться о своей деятельности.
В настоящее время уже около 6 тысяч налогоплательщиков (из них порядка 40% – индивидуальные предприниматели) предпочитают использовать преимущества Интернет – технологий и представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые инспекции Кировской области по каналам связи.
В этой статье мы ответим на вопросы, которые чаще всего задают те, кто еще только собирается подключиться к электронному документообороту.
Нужно ли сдавать помимо электронного экземпляра отчетности еще и бумажный?
Нет, не нужно. Электронный документ, пописанный электронно-цифровой подписью (ЭЦП), имеет юридическую силу, поэтому представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажный носитель.
Периодически возникает необходимость представления в некоторые учреждения (банки, администрации и т.п.) копии бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа. Как решается этот вопрос при направлении отчетности по каналам связи?
По просьбе налогоплательщика сотрудник соответствующей налоговой инспекции распечатает документ отчетности (бухгалтерский баланс, налоговую декларацию), представленный по каналам связи, и заверит его в установленном порядке.
Каким образом решается вопрос применения штрафных санкций в случае технической неисправности у оператора связи или налогового органа?
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ при представлении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная оператором связи.
Поэтому в случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности налоговых органов, датой представления отчетности будет признан день поступления декларации на сервер оператора связи, указанный в подтверждении оператора.
В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности специализированного оператора связи, провайдер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством перед теми налогоплательщиками, которые не имели возможности сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи в установленные законодательством сроки.
Можно ли получать какие-нибудь документы из налоговой инспекции также по каналам связи?
Да, налоговые органы осуществляют информационное обслуживание налогоплательщиков, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Перечень услуг постоянно расширяется. Сформировав запрос с помощью программного обеспечения, установленного оператором связи, из налоговой инспекции по каналам связи можно получить:
– справку о состоянии расчетов с бюджетом по налоговым платежам;
– выписку из карточки расчетов с бюджетом по конкретному КБК по операциям по расчету с бюджетом;
– акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам;
– перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиков в запрашиваемом году.
Часто возникает потребность в оформлении Справки об исполнении обязанности по уплате налогов в бумажном варианте. Для ее получения необходимо лично придти в налоговую инспекцию?
Не обязательно. Запрос на получение такой Справки можно направить по телекоммуникационным каналам связи. При этом в запросе, сформированном с помощью программного обеспечения, необходимо указать способ получения Справки («лично» или «направить почтовым отправлением» с указанием почтового адреса получателя). В течение следующего дня из инспекции придет ответ – уведомление о сроках готовности и способе получения Справки на бумажном носителе.
Как узнать, дошла отчетность по каналам связи до инспекции или нет?
Дата сдачи отчетности подтверждается электронной квитанцией, подписанной электронно-цифровой подписью (ЭЦП) оператора системы (аналог квитанций отделений связи при отправке отчетности обычной почтой), а подтверждение целостности содержания переданной в налоговые органы отчетности – пересылкой налогоплательщику этих же файлов отчетности с ЭЦП налоговой инспекции (аналог отметки налоговых органов на втором экземпляре отчетных документов).
Кроме того, налогоплательщик получает из налогового органа протокол входного контроля – электронный документ, подписанный ЭЦП налогового органа, в котором указаны результаты проверки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) на соответствие требованиям утвержденного формата.
Получив все три электронных документа, налогоплательщик может быть уверен, что исполнил свою обязанность по представлению отчетности.
Можно ли быть уверенным в сохранении конфиденциальности при отправке отчетности по каналам связи? Доступна ли информация специализированным операторам связи?
Гарантии соблюдения налоговой тайны в системе электронного документооборота обеспечиваются применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и шифрованием информации криптографическими средствами с гарантийной стойкостью, имеющими российский сертификат ФАПСИ (ФСБ).
Специализированный оператор связи, пересылая отчетность, также не имеет доступа к ее содержанию, так как отчетность уходит с рабочего места налогоплательщика уже в зашифрованном виде.
Можно ли отправлять отчетность со своего обычного ящика электронной почты в сети Интернет?
Нельзя. Программный комплекс, устанавливаемый на рабочем месте налогоплательщика оператором связи, обеспечивает не только формирование документов отчетности в электронном виде по утвержденным форматам, но осуществляет подписание электронного документа электронно-цифровой подписью (ЭЦП), его шифрование, а также отрабатывает регламентные действия, позволяющие установить официальную дату представления налоговой декларации и сформировать у налогоплательщика доказательную базу на случай возникновения конфликтных ситуаций.
В инспекциях появился новый способ приема электронной отчетности – без участия специализированного оператора связи. Расскажите о нем подробней.
Такой способ действительно появился, пока эта система работает только на территории Москвы, Санкт – Петербурга, Татарстана, Тверской, Кемеровской, Самарской и Кировской областей.
При выборе этой системы налогоплательщик приобретает программное обеспечение и сертификат электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в доверенном удостоверяющем центре ФНС России, который осуществляет подключение налогоплательщика к системе информационного обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи. Налоговая и бухгалтерская отчетность отправляется налогоплательщиком в этом случае напрямую в налоговый орган.
Объявление
Отчетность с отметкой налогового органа в целях финанализа
цицерон
Отчетность можно нарисовать любую. Для прорисовки идеального баланса с хорошими показателями ликвидности и нормальных расшифровок нужна пара-тройка часов. Для квалифицированного финансиста-бухгалтера это плевое дело. Поэтому надо требовать отметку налоговой.
НО сейчас в соответствии с законодательством можно посылать отчетность в ГНИ по почте или по специальной связи Taxcom. Да и отметки зачастую в ГНИ ставятся не глядя. Поэтому я обычно требую сразу вытащить мне из 1С (это пара минут дя экспорта в Excel) какую-нибудь ОСВ по счету, например 20 или 26. Вот тут-то и может что-то вслыть.
На шьампик не особо полагайтесь. Кружок “Умелые руки” тоже не дремлет.
Комментарий
- Регистрация: 01.12.2000
- Сообщений: 66
Комментарий
- Регистрация: 06.11.2007
- Сообщений: 355
Комментарий
- Регистрация: 23.01.2009
- Сообщений: 15
Комментарий
- Регистрация: 27.10.2006
- Сообщений: 477
А мы и вовсе такой пакет запрашиваем обороток из 1С, что их умрешь подделывать – например, ОСВ по всем счетам + анализ сч. 90,91 + ОСВ 60,62 в разрезе контрагентов. Фишка – предлагаем выслать в EXCEL, чтобы иметь возможность проверить достоверность сальдо, а также увидеть, не оставил ли рисовальщик по неопытности формулы на листе.
Это “умрешь подделывать” – на самом деле всего лишь неделя работы парочки бухгалтеров. Банальный пример: создается дополнительная копия базы 1С, и в нее уже заносятся не существовавшие в действительности отгрузки, поступления ДС, поступления товара и оплата этого товара. И не надо заморачиваться с Excel, в котором всплывут лишние формулы.
Возражения типа “а как же справка из банков об оборотах” не принимаются. Фирменный бланк сделать – дело 15 минут, любую печать подделать тоже несложно (т.н. “частные мастера” как правило, даже не интересуются, зачем вам нужен тот или иной штамп). Все зависит от того, насколько большая сумма нужна заемщику
Помнится, был у нас в банке один клиент, так он просто шедеврально подошел к процессу создания левой отчетности. Создал несколько (десятка два) подставных фирм, от которых в течение полугода поступали денежные средства на счет этого “заемщика”. Выручка в итоге выросла до немыслимых высот – порядка 100 млн. рублей в месяц.
Затем появились залоги в виде хитрого оборудования, с “подтверждающими” документами на закупку и независимой оценкой от аккредитованной компании. Насколько я знаю, таким нехитрым способом эти товарищи умудрились кинуть с десяток банков, включая Сбер и ВТБ (вроде как прошлым летом даже в газетах про них писали), в общей сложности на 800 млн. рублей. Причем после получения денег действовали очень грамотно: первые пару-тройку месяцев успешно платили проценты по кредиту, дабы банки раньше времени не суетились.
Так что “официальная” отчетность – это фигня. Если вас очень сильно захотят обмануть – обманут. Ради интереса могу мастер-класс провести Только при условии уведомления службы безопасности и соглашения об отсутствии претензий
Как сдать бухгалтерскую отчетность лично
Налогоплательщики обязаны сдавать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев по окончании года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). В налоговых инспекциях приемом отчетности занимаются отделы по работе с налогоплательщиками.
Порядок приема бухгалтерской отчетности инспекцией аналогичен порядку приема налоговой отчетности. Это было прямо установлено пунктом 161 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н (утратил силу).
Несмотря на то, что в действующем Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, данный пункт был исключен, порядок сдачи (приема) налоговых декларации (расчетов) можно применить и к бухгалтерской отчетности.
Сдача лично и по доверенности
Организация может представить бухгалтерскую отчетность лично или через своего представителя. От лица организации отчетность может сдавать только руководитель организации (ст. 53 ГК РФ, ст. 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Все остальные сотрудники могут сдавать отчетность только на основании доверенности. Доверенность должна быть подписана руководителем организации (другим уполномоченным на это лицом) (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Ситуация: нужно ли оформить доверенность на главного бухгалтера, если он лично представляет бухгалтерскую отчетность в инспекцию?
Без доверенности сдавать бухгалтерскую отчетность может только руководитель организации. Это следует из положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Главный бухгалтер же является обычным сотрудником организации. Поэтому, для того чтобы он мог сдать отчетность, ему нужно выдать доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Такой же точки зрения придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 25 апреля 2008 г. № 03-02-08/9, ФНС России от 15 февраля 2007 г. № 18-0-09/0070).
Отказ инспекции в приеме отчетности
Ситуация: вправе ли налоговая инспекция не принять бухгалтерскую отчетность, на которой не стоит отметка о ее приеме отделением Росстата ?
Такого требования Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит. В нем лишь указано, что организация обязана представить свою бухгалтерскую отчетность в органы статистики (ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). На налоговые органы не возложен контроль за исполнением организацией этой обязанности. Поэтому налоговая инспекция не имеет права отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности в данном случае. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минфина России от 18 февраля 2004 г. № 16-00-10/3.
Если в инспекции вам отказали в приеме отчетности, направьте ее по почте .
Ситуация: в каких случаях налоговая инспекция может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности?
Единственным формальным предлогом отказать в приеме отчетности может быть отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица и доверенности, если отчетность сдает представитель организации (п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н). При этом без доверенности могут действовать только руководители организаций. Это следует из положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Другие лица могут действовать от имени организации только по доверенности (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности.
Ситуация: вправе ли налоговый инспектор отказать в приеме бухгалтерской отчетности, если в ней есть ошибки или не полностью заполнены реквизиты ?
Пользователь бухгалтерской отчетности (в частности, налоговый инспектор) не вправе отказать в ее принятии и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии отчетности о принятии и дату ее представления.
При приеме отчетности инспектор может проверить наличие на отчетности, в частности, следующих реквизитов:
- полного наименования организации;
- идентификационного номера организации (ИНН);
- кода причины постановки на учет (КПП);
- периода, за который представляется бухгалтерская отчетность;
- наименование налоговой инспекции;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений бухгалтерской отчетности (руководителя и главного бухгалтера организации), или их представителей.
И если какой-нибудь из реквизитов не будет заполнен, то инспектор может лишь устно попросить его заполнить. В случае отказа инспектор обязан принять отчетность в том виде, в котором организация ее представила.
Такой порядок следует из положений пунктов 194, 196 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Представление отчетности на флешке или компакт-диске
Ситуация: может ли организация не выполнять требование налоговой инспекции о представлении бухгалтерской отчетности на флешке или компакт-диске?
Пунктом 187 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, предусмотрены два варианта подачи бухгалтерской отчетности:
- на бумаге (лично или по почте);
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам.
Такого способа, как представление отчетности на флешке или компакт-диске, законодательство не содержит. Поэтому требование инспектора о представлении баланса, а также остальных форм отчетности на флешке или компакт-диске дополнительно к бумажным формам незаконно.
Такую же точку зрения по аналогичной проблеме (сдача налоговой отчетности на дискетах) высказывали Минфин России (письма от 12 июля 2006 г. № 03-02-07/1-178, от 2 декабря 2005 г. № 03-01-10/9-480) и налоговая служба (письмо МНС России от 22 июня 2004 г. № 06-5-03/866).
Внимание: несмотря на то что дублировать бумажные формы отчетности на флешке или компакт-диске не обязательно, на практике это лучше сделать. Подача отчетности на флешке или компакт-диске ускорит обработку ваших данных в инспекции. В результате можно будет быстрее провести сверку расчетов с бюджетом, получить справку о наличии задолженности и т. д.
Отметка инспекции о приеме
При приеме бухгалтерской отчетности налоговый инспектор по просьбе организации обязан поставить на ее копии штамп с указанием даты приема, регистрационного номера и свою подпись (п. 197 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н). В дальнейшем, чтобы подтвердить своевременность сдачи отчетности, бухгалтеру достаточно предъявить свой экземпляр отчетности со штампом и подписью инспектора.
Ситуация: на каких формах бухгалтерской отчетности налоговый инспектор по просьбе организации обязан поставить штамп и свою подпись?
При приеме бухгалтерской отчетности налоговый инспектор по просьбе организации обязан поставить на ее копии штамп с указанием даты приема, регистрационного номера и свою подпись (п. 197 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят следующие документы:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств (см. порядок заполнения Отчета о движении денежных средств);
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках;
- Отчет о целевом использовании средств (если организация использует целевые средства).
Об этом сказано в статье 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктах 1, 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Таким образом, при приеме бухгалтерской отчетности налоговый инспектор по просьбе организации обязан поставить штамп и свою подпись на всех формах, входящих в состав бухгалтерской отчетности.
Сдача отчетности в Росстат
Организации представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации (ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок сдачи обязательного экземпляра отчетности утвержден приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220.
При сдаче обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности лично в отделение Росстата днем его сдачи считается дата, указанная в отметке органа государственной статистики о его принятии (п. 5, 8 Порядка, утвержденного приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220).
Организация отправила бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по почте. В каком порядке можно получить отметку налоговой инспекции о принятии ею по почте бухгалтерской отчетности?
О рганизация вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проставить на копиях бухгалтерской отчетности, отправленной по почте, отметку о ее принятии. Налоговая инспекция обязана проставить указанную отметку, отметив датой ее представления дату отправки почтового отправления с описью вложения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона № 129-ФЗ).
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом № 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом № 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Итак, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется именно бухгалтерским законодательством.
В п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ установлено, что бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю (налоговому органу) организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.
При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Таким образом, организация вправе отправить бухгалтерскую отчетность в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения. Налоговый орган обязан принять полученную по почте отчетность. В этом случае датой сдачи отчетности будет дата, проставленная на почтовой квитанции. Считается, что отчетность (как и декларация) подана вовремя, если ее сдали на почту до 24.00 последнего дня установленного срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) почтовые отправления, согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221), принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) под расписку в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Таким образом, при направлении отчетности (декларации) почтовым отправлением с описью вложения лицо, оказывающее услуги почтовой связи, должно выдать квитанцию, в которой в том числе указываются полное наименование налоговой инспекции и ее адрес. И именно эта квитанция будет подтверждением представления бухгалтерской отчетности (налоговой декларации) в инспекцию.
Регистрируемые почтовые отправления могут направляться с уведомлением о вручении. Факт получения налоговой декларации (отчетности), по мнению судей ФАС Московского округа, можно подтвердить в том числе почтовым уведомлением о получении инспекцией документа (постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 № КА-А40/10409-08).
При этом если впоследствии организация попросит проставить на своих экземплярах бухгалтерской отчетности (копиях), отправленной по почте, отметку о ее принятии, налоговый орган будет обязан это сделать, отметив датой ее получения дату отправки почтового отправления с описью данных документов. Это следует из п. 4 ст. 80 НК РФ, согласно которому по просьбе налогоплательщика на копии бумажной декларации (а в данном случае – на комплекте бухгалтерской отчетности организации) налоговая инспекция обязана проставить отметку о принятии оригинала и дату его получения.
Бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа
Привлечение к ответственности за непредставление бухгалтерских балансов
(Комментарий к ст. 22 Налогового кодекса РБ)
Ирина Ефимова, экономист
Работа бухгалтера в течение года завершается составлением бухгалтерского баланса за отчетный период и его представлением в налоговые органы, финансовые и банковские учреждения, а также в вышестоящие органы. О правовых последствиях непредставления в установленный срок бухгалтерских балансов читатели узнают из данного комментария.
Важно! Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности. Сроки представления промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливаются Минфином (для Нацбанка); Нацбанком (для банков); республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность. Аналогичный порядок установления сроков предусмотрен и для составления консолидированной бухгалтерской отчетности (ст. 14 Закона № 3321-XII).
Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля является административным правонарушением
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ. В случае представления плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые могли повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, размер штрафа предусмотрен от 2 до 30 БВ (ст. 13.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях, далее – КоАП).
Представление бухгалтерской отчетности по отдельным субъектам хозяйствования имеет особенности
Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательными актами РБ, а именно:
– по общественным и религиозным организациям – в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, и их учредительными документами. Финансово-хозяйственную деятельность некоммерческие организации осуществляют на основе годовой сметы доходов и расходов. При осуществлении в установленном порядке предпринимательской деятельности некоммерческие организации должны вести бухгалтерский учет на основании нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
Представление бухгалтерской отчетности некоммерческой организацией проводится в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с учредительными документами (п. 9 Инструкции об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 24.12.2008 № 202);
– по товариществам собственников – в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность товариществ собственников, и учредительными документами товарищества собственников. Финансово-хозяйственную деятельность товарищество собственников осуществляет на основе годовой сметы доходов и расходов, разработанной его правлением (председателем) и утвержденной общим собранием.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета и регистрации фактов хозяйственных операций в товариществе собственников определены Инструкцией об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.12.2008 № 207.
Внимание! Обязанность представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы как по общественным и религиозным организациям, так и по товариществам собственников предусмотрена при наличии порядка представления отчетности, определенного одновременно законодательством и учредительными документами. По этой причине ответственность по ч. 1 ст. 13.8 КоАП за непредставление в установленный срок в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может быть применена только в том случае, когда в учредительных документах указанных организаций предусмотрен порядок представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы, либо если отчетность не представляется по требованию налогового органа;
– по хозяйственным группам следует составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность. Данная бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, установленные Минфином (для Нацбанка); Нацбанком (для банков); республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (ст. 14 Закона № 3321-XII).
Участники хозяйственной группы должны вести раздельный бухгалтерский учет собственного имущества и хозяйственных операций, осуществляемых по иной предпринимательской деятельности, от имущества, полученного от участников этой хозяйственной группы, и хозяйственных операций, осуществляемых по совместной деятельности.
Все сделки в рамках деятельности хозяйственной группы необходимо отражать на соответствующих счетах (субсчетах) бухгалтерского учета уполномоченного юридического лица хозяйственной группы.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности участников хозяйственной группы уполномоченному юридическому лицу хозяйственной группы (в т.ч. дополнительной информации, необходимой для составления консолидированной отчетности), устанавливает само уполномоченное юридическое лицо.
Консолидированную отчетность по деятельности хозяйственной группы составляет уполномоченное юридическое лицо хозяйственной группы и представляет в порядке, установленном законодательством РБ, а также дополнительно в Минэкономики и Минфин (п. 25 Инструкции о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 197);
– по участникам простого товарищества – организация – доверенное лицо, осуществляющая ведение общих дел в соответствии с договором простого товарищества, должна вести обособленный бухгалтерский учет общего имущества и операций, связанных с участием в совместной деятельности, на отдельном балансе. Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс организации – доверенного лица включать не следует. Эти показатели представляют участникам договора в виде информации, необходимой для формирования отчетной документации в порядке и в сроки, определенные в договоре. При расторжении договора простого товарищества организация – доверенное лицо, осуществляющая ведение общих дел, составляет следующие документы: передаточный акт, разделительный баланс, отчет о деятельности простого товариществ (пп. 27, 37, 38 Инструкции по бухгалтерскому учету совместной деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.12.2006 № 161).
Учитывая вышеизложенное, административная ответственность по ст. 13.8 КоАП к участникам простого товарищества в части непредставления бухгалтерской отчетности по деятельности этого товариществ применяться не будет;
– по фермерским хозяйствам – для ведения учета крестьянские хозяйства используют Книгу учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, состоящую из 4 разделов:
1) учет земель, посевов и насаждений;
2) учет имущества;
3) учет денежных средств, кредитов и расчетов;
4) учет доходов и расходов.
По приведенным выше учетным объектам по данным остатков на 1-е число каждого месяца, выведенных в соответствующих разделах и подразделах Книги учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, составляют контрольный баланс. Данный учетный документ показывает, какими средствами и в каких размерах располагает крестьянское хозяйство, а также каковы источники образования этих средств. Вышеприведенные требования к ведению отчетности к этой группе плательщиков предусмотрены в Указаниях об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденных Минфином и Минсельхозпродом РБ от 19.08.1993 № 24/03-6-1-1/225. Представление контрольного баланса каким-либо государственным и контролирующим органам не предусмотрено, поэтому в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства непредставление бухгалтерской отчетности не является правонарушением, определенным ст. 13.8 КоАП;
– по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) (за исключением организаций, уплачивающих НДС, а также республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным не противоречащим законодательству образом могут определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами), бухгалтерский учет не ведется и бухгалтерская отчетность не составляется, а ведется книга учета доходов и расходов организаций. Указанные организации вместо книги учета доходов и расходов вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.
Источники:
http://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/392080.html
http://www.klerk.ru/inspection/89197/
http://bankir.ru/dom/forum/%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0/52281-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0
http://nalogobzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/bukhgalterskaja_otchetnost/kak_sdat_bukhgalterskuju_otchetnost_lichno/35-1-0-2350
http://www.delo-press.ru/questions.php?n=10195
http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/privlechenie-k-otvetstvennosti-za-nepred