6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Банкротство ликвидируемого должника по заявлению кредитора

Пошаговая инструкция по банкротству ликвидируемого должника

Если имущества предприятия, к которому было принято решение о ликвидации, не хватает для удовлетворения запросов кредиторов, то юридическое лицо будет ликвидировано в порядке, указанном в ФЗ «О несостоятельности».

Ликвидируемым должником называют должника, который находится в процедуре ликвидации. Ликвидация – прекращение деятельности юрлица, при этом не предусмотрен переход прав на предприятие к третьим лицам.

Банкротство ликвидируемого лица – одна из видов упрощенных процедур банкротства, которые применяются в отношении лица, неспособного возместить судебные затраты по делу о банкротстве.

Шаг №1 – начало процесса

Когда начинается добровольная ликвидация:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  1. Принимается решение о необходимости ликвидации юридического лица. Учредители единогласно согласиться (отказаться), затем оформить свое решение в виде протокола. При этом назначается ликвидационная комиссия, что предусмотрено ст. 61 ГК РФ;
  2. Сообщение соответствующих органов о том, что должник будет ликвидирован и назначена комиссия.

Учредители обязаны направить уведомление в регистрирующий орган в продолжение трех суток после принятия решения, что предусмотрено ст. 20 федерального закона «О регистрации юр. лиц и ИП».

К документации, предоставляемой главой ликвидационной комиссии, в регистрационный орган, относится:

  • Уведомление о том, что было принято решение, связанное с ликвидацией (форма Р15001);
  • Уведомление, подтверждающее начало сбора ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Протокол, составленный на собрании учредителей – необходимо предоставить оригинал.

Орган регистрации после получения документации вносит соответствующую пометку в ЕГРЮЛ. С этого момента предприятие официально признается ликвидирующимся юр. лицом.

Последствия:

  • Невозможно провести государственную регистрацию корректировок, вносимых в учредительную документацию предприятия;
  • Запрещена регистрация юридических лиц, участником которых будет являться ликвидируемое на данный момент предприятие.

Регистрирующий орган выдает следующие документы:

  • Справку о внесении должника в ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство о том, что ликвидационная комиссия была внесена в ЕГРЮЛ.

Ликвидационная комиссия в продолжение двух месяцев с начала публикации сообщения о ликвидации должника может установить признаки банкротства:

  1. Неспособность удовлетворить запросы кредиторов в течение трех месяцев;
  2. Сумма задолженности в общей сумме должна превышать 100.000 руб.

Подробнее о ликвидации некоммерческой организации Минюст читайте здесь.

Шаг №2 – вводится процедура банкротства

Инициирование процедуры банкротства осуществляется следующим образом:

  1. Заявление от должника. Он должен подать заявление в Арбитражный суд;
  2. Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, выносит определение, направляет в предприятие арбитражного управляющего, запрашивает ряд документов;
  3. Назначается судебное заседание по делу о банкротстве. При наличии признаков банкротства может быть вынесено только два решения – признается несостоятельность юридического лица, открывается конкурсное производство или выносится отказ в рассмотрении заявления.

В соответствии со ст. 225 ФЗ «О несостоятельности» при процедуре банкротства ликвидируемого должника не принимаются такие реабилитационные процедуры, как наблюдение, оздоровление и внешнее управление.

Управляющий при инициировании банкротства должен предоставить перечень документов в орган регистрации:

  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Ксерокопию постановление суда о том, что должник признан обанкротившимся, назначено конкурсное производство.

В ответ регистрационный орган оформляет Свидетельство, на основании которого назначается конкурсный управляющий.

Необходимо опубликовать сообщение о несостоятельности.

Последствия начала конкурсного производства:

  1. Приостанавливается добавление к сумме долга штрафных санкций, пенни, неустоек и т.д.;
  2. С момента открытия производства все сведения, касающиеся финансового состояния банкрота, перестают быть тайной;
  3. Любые сделки, влекущие за собой отчуждение имущества банкрота или его передачу, могут проводиться только в соответствии с ФЗ;
  4. Все требования по финансовым обязательствам, договорам, уплате обязательных платежей могут предъявляться только во время конкурсного производства. Исключением из этого является взыскание средств на возмещение вреда здоровью, алименты, указы об истребовании имущества из незаконного распоряжения и т.д.;
  5. Исполнительная документация должна быть передана судебным приставам;
  6. Не допускается после принятия судом распоряжения об открытии конкурсного производства наложения арестов на имущество юридического лица;
  7. С руководителя предприятием снимаются все полномочия.

При этом конкурсный управляющий может осуществлять следующие действия:

  • Провести инвентаризацию имущества;
  • Оценить имущество должника;
  • Уведомить сотрудников должника о том, что они будут уволены. Сделать это требуется не позднее одного календарного месяца с момента введения конкурсного производства;
  • Принятие мер, необходимых для сохранения имущества банкрота;
  • Ведение реестра запросов кредиторов;
  • Исполнение других обязанностей, предусмотренных ФЗ. К примеру, предоставление кредиторам отчетов не меньше, чем один раз в 30 дней. Это положение регулируется ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Шаг №3 – завершение ликвидации

Конкурсный управляющий в продолжение пяти суток после получения решения арбитражного суда о завершении производства направляет его в орган регистрации. Это положение предусмотрено ст. 140 «О банкротстве».

Особенности

Особенности банкротства ликвидируемого должника:

  1. Постановление об открытии конкурсного производства, утверждении управляющего на этот срок времени и о признании юридического лица банкротом выносится Арбитражным судом;
  2. Кредиторы имеют право предоставить свои запросы ликвидируемому банкроту в продолжение месяца после того, как было опубликовано сообщение о признании юридического лица банкротом. Положение соответствует ст. 71 ФЗ;
  3. Реестр запросов кредиторов будет составлен в порядке, который устанавливается Федеральным законом;
  4. Если производство было возбуждено в соответствии с заявлением собственника, поданным до момента формирования ликвидационной комиссии, то рассмотрение дела происходит без учета особенностей, указанных выше.

Законодательством не устанавливается время первого собрания кредиторов. Однако его рекомендуется проводить по окончанию месяца после публикации информации о том, что должник признан банкротом, после закрытия реестра требований. На первом собрании будет избран комитет кредиторов.

Все это относится к обязанностям конкурсного управляющего, который также направляет соответствующее заявление в арбитражный суд. При этом исключаются действия о подписании мирового соглашения или взыскании дебиторского долга.

Скачать протокол ОАО о ликвидации можно по этой ссылке.

Как проходит ликвидация благотворительного фонда, читайте тут.

Упрощенная процедура

При упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника все функции во время этапа наблюдения будут сосредоточены у ликвидационной комиссии, причем используются они до момента введения несостоятельности.

Этим способом комиссии удается определить число кредиторов, сумму их запросов. Таким образом, комиссия становится единоличным органом, берущим на себя ответственность за ход развития банкрота.

По упрощенной процедуре предусматривается сокращенный срок принятия запросов кредиторов – 1 месяц. Эти сроки пресекательные, следовательно, они не могут быть продлены.

Банкротство должника ликвидируемого собственником РФ имеет ряд характерных особенностей, которые были приведены выше. Все они в совокупности позволяют провести банкротство в упрощенной форме.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Банкротство ликвидируемого должника – упрощенные процедуры в деле о банкротстве.

Jurist_arbitr – 16/10/2012 21/11/2016

Упрощенные процедуры в делах о банкротстве

Признание организации несостоятельной (банкротом) в общем порядке влечет введение минимум двух процедур из четырех возможных: наблюдения и конкурсного производства. В самом идеальном случае, каждая из данных процедур занимает 6-7 месяцев. Итого, минимальный срок банкротства организации составляет от 12 месяцев или один год. На практике, этот период колеблется от 1,5 года до 2 лет, и до 3-4 лет в сложных случаях. Учитывая стоимость банкротства предприятия, срок достаточно внушительный, в связи с чем возникает вопрос – как этот срок минимизировать?

Главой 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены упрощенные процедуры в деле о банкротстве: банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника. Изначально, вводя данные понятия, законодатель желал упростить производство по делу о банкротстве юридического лица, в отношении которого введена процедура ликвидации или место нахождения которого установить не представляется возможным. Безусловно, в первом случае речь идет о подаче заявления от лица организации должника – ликвидатором, а во втором – кредитором либо уполномоченным органом.

Банкротство ликвидируемого должника

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает субсидиарную ответственность ликвидатора в случае неподачи им заявления о признании ликвидируемой организации банкротом при обнаружении соответствующих признаков. Таким образом, из банкротного закона следует именно обязанность, а не право ликвидатора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Неспособность организации удовлетворить требования кредиторов может быть установлена в результате подачи кредиторами соответствующих требований после публикации о ликвидации. При этом, в большинстве случаев достаточно факта подачи требований на сумму превышающую активы ликвидируемого должника. В обязанности ликвидатора входит также проверка ликвидности активов, заявленных обществом.

Представляет из себя интересный случай подача кредитором заявления о признании банкротом юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации. Если до подачи заявления о банкротстве ликвидатором, таковое было подано кредитором, то, согласно последнему разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ, в отношении предприятия может быть введена процедура банкротства на общих началах.

Несмотря на схожесть во введении процедуры по инициативе ликвидатора с подачей заявления должником, на практике имеются принципиальные различия. За последние годы Арбитражный суд города Москвы в ряде случаев отказывал ликвидатору во введении процедуры на том основании, что им не подтвержден факт подачи кредиторами требований после публикации. Установление же превышения обязательств над активами общества имеет для суда самое малое значение. Также, как и представление промежуточного ликвидационного баланса в большинстве случаев не является для суда обязательным.

То есть, чтобы судом была введена процедура конкурсного производства ликвидатор должен представить всю полученную им информацию об активах общества и полученные от кредиторов требования, размер которых должен превышать ликвидные активы.

В этом случае банкротство предприятия происходит по упрощенной схеме – не применяются процедуры наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление – при удовлетворении заявления ликвидатора вводится процедура конкурсное производство. После публикации в официальном издании (газета Коммерсантъ), кредиторы вправе предъявить свои требования в течение месяца. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. В остальном, конкурсное производство проводится по общему правилу: устанавливаются требования кредиторов, формируется конкурсная масса, решается вопрос об оспаривании сделок должника, о привлечении виновных лиц к субсидиарной ответственности, из конкурсной массы погашаются требования кредиторов и банкротство завершается определением арбитражного суда. С этого момента, все требования кредиторов к должнику (заявленные и не заявленные) считаются погашенными в силу закона.

Читать еще:  Документы на дарение квартиры дочери

При прекращении деятельности предприятий с долгами данный вид ликвидации является одним из самых популярных. В простых случаях стоимость процедуры не превышает 200-300 тыс. руб., что для большинства собственников является сравнительно малой платой за уход от возврата крупных задолженностей. Что говорить, крупнейшие предприятия-монополисты открыто используют данную схему, с чем я встречался не раз. Их руководство может это отрицать, но как объяснить принятие решение о ликвидации дочерней компании, у которой активы составляют 15 тыс. руб., а задолженность 9 млн. руб.?

Но нельзя не отметить, что принципиальное значение для должника, ликвидатора и кредитора в любой процедуре является грамотная поддержка юриста по банкротству. В ином случае, намеченные планы могут быть нарушены агрессивными и слаженными действиями оппонентов.

Важные аспекты банкротства ликвидируемого должника

Сегодня в нашей стране ликвидировать субъекты предпринимательской деятельности можно двумя способами — через банкротство и путем самоликвидации. По мнению юристов, за последние годы ИП предпочитают первый вариант ликвидации бизнеса.

Обусловлена эта тенденция тем, что ликвидация через банкротство для должника во всех отношениях выгоднее самоликвидации.

Когда применяют ликвидацию посредством банкротства

Современное законодательство подразумевает под банкротством неплатежеспособность предпринимателя/компании по отношению к своим кредиторам. Чтобы суд возбудил дело о банкротстве должника, требуется наличие у предприятия суммарной задолженности более 10 000руб. для физ лица и 100 000 для юридического (независимо от того, превышает ли она стоимость его имущества).

Для ИП эта процедура может осуществляться в случае наличия задолженности крупных размеров (не ниже 300 минимальных зарплат). В противном случае предпринимателю придется прибегнуть к самоликвидации бизнеса. После успешного завершения процедуры банкротства, должник освобождается от своей задолженности на законных основаниях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

Основные преимущества банкротства

  • создание возможностей для возобновления платежеспособности путем санации предприятия;
  • с момента начала банкротства прекращаются любые начисления штрафные, пени, включая бюджетные;
  • наличие возможности для сохранения личного имущества, даже если оно арестовано или заложено;
  • прекращение налоговых проверок предприятия, в отличии от ликвидации без банкротства, где предусмотрена полномасштабная проверка ГФС деятельности предприятия;
  • полное списание всех долгов (банковских займов, долгов перед налоговой и партнерами по бизнесу, штрафные санкции и т.п.).

Особенности банкротства для ликвидации должников

Для осуществления мероприятий по завершению деятельности организации основаниями могут послужить такие причины:

  • деятельность предприятия является убыточной, а ее существование дальнейшем не погасит возникшую задолженность;
  • учредители не заинтересованы в продолжении предпринимательской деятельности;
  • сроки действия разрешительной документации закончился;
  • поставленные цели не достигнуты и в будущем их достижение не планируется;
  • предприятие пытается скрыть ошибки, допущенные в процессе хозяйственной деятельности, денежные недочеты, чтобы избежать нежелательных последствий.

Процедуру банкротства может инициировать любая заинтересованная сторона, требующая выплаты задолженности, и самим предпринимателем/учредителем. Правом обращения в судебные инстанции на законных основаниях наделены:

  • ликвидируемый должник;
  • кредиторы и заемщики, включая несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • уполномоченные гос служащие или представители исполнительной местной власти.

Они должны защищать права должника, его кредиторов и государственных органов в время погашения задолженности.

Как начинается банкротство ликвидируемого должника

По отношению к предприятию/предпринимателю процедуру банкротства можно начинать, когда имеет место невыплата за 3 месяца задолженности (независимо от ее характера), а средства, которые могут быть выручены за имущество, не покроют общей суммы долга.

Последнее не распространяется юридических лиц. Началом производства Арбитражным судом дела о признании банкротства ликвидируемого должника считается его заявление в эту инстанцию.

Самым выгодным решением для должников, которые не в состоянии восстановить платежеспособность, в любом случа станет вариант упрощенного банкротства с целью его ликвидировать. Необходимо всего одно условие для ее проведения — пребывание фирмы в состоянии ликвидации.

Отличительные особенности

Банкротство ликвидируемого должника, прекращающего в связи с этим свою деятельность, не предполагает этапы внешнего регулирования и наблюдения. Управляющий конкурсным производством назначается сразу после признания банкротства ЮЛ.

Советы юриста по банкротству, смотрите в этом видео:

В таком случае процедура банкротства должника считается упрощенной: поскольку он уже признан банкротом, нет необходимости применять к нему обычные требования. В итоге правовые особенности, предписанные законом о банкротстве не действуют.

Длится процедура примерно год, но в случае необходимости может продолжаться судом еще на полгода. Ответственность за ее проведения возлагается на ликвидатора. Но существует упрощенная схема ликвидации через банкротство. Отличают данную процедуру традиционной такие моменты:

  1. Инициировать банкротство по упрощенной схеме можно только после начала процедуры ликвидации предприятия (предписано ГК РФ).
  2. Упрощенной формой не предусматривается этап наблюдения, сразу начинается этап конкурсного производства.

Преимущественным аспектом упрощенного банкротства считается сокращение сроков проведения процедуры: от 9 месяцев, а обычная форма — от 12 месяцев. Снизить стоимость удается не всегда.

Обе формы имеют свои преимущества и недостатки. Но в каждом конкретном случае выбор процедуры делается после системного анализа сложившейся ситуации.

Последовательность проведения

Банкротство ликвидируемого предприятия-должника проводится поэтапно. Первый этап – процедура добровольной ликвидации ЮЛ состоит из таких шагов:

  • Создание комиссии, осуществляющей процедуру банкротства ликвидируемого должника. Она назначается после принятия ликвидатором или специальным органом ЮЛ, имеющим на это право, предписанное в учредительных документах, решения о прекращении деятельности юридического лица.
  • Уведомление регистрационного органа о таком решении в трехдневный срок (подаются 2 уведомления: о принятии решения ликвидировать ФЛ (форма Р1 5001) и о назначении ликвидатора (форма Р1 5002 + протокол о принятии решения ликвидировать предприятие и назначении комиссии).
  • О пребывании ЮЛ в процессе ликвидации запись вносится в ЕГРЮЛ. С данного момента запрещается внесение в любой из учредительных документов этого лица каких-либо изменений.
  • Размещение в печатном издании информации о ликвидации должника и требований кредиторов.
  • Направление кредиторами заявления (письменного) о прекращении деятельности их должника.
  • Осуществление комиссией действий для получения средств на погашение задолженности.

Как происходит банкротство граждан по упрощенной схеме, расскажет это видео:

Следующим этапом банкротства ликвидируемого должника является сама процедура банкротства, она состоит из таких операций:

  • Получение должником документов, подтверждающих признаки банкротства (в случае отсутствия у него имущества, стоимость которого может погасить долги перед кредиторами).
  • Подача в Арбитражный суд заявления о банкротстве ликвидируемого ЮЛ.
  • Начало конкурсного производства и назначение управляющего (он наделяется всеми полномочиями руководителя этого лица).
  • Отправление управляющим в единый государственный реестр информации о признании банкротства должника.
  • Предъявление требований кредиторами (в течение 30 дней с момента объявления о банкротстве их должника в прессе).
  • Информирование управляющим ЕГРЮЛ о начале ликвидации через банкротство.
  • Проведение инвентаризации имущества должника и его оценки.
  • Возврат имущества ЮЛ, переданного третьим лицам.
  • Выплата задолженности кредиторам.
  • Направление материалов о завершении процедуры банкротства ликвидируемого должника в суд для утверждения решения об окончании конкурсного производства.
  • Направление судебного решения в регистрирующий орган, который производит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ЮЛ.

После получения судебного решения о ликвидации оно предоставляется конкурсным управляющим в вместе со свидетельством о регистрации (в пятидневный срок) в орган регистрации, где выдается уже свидетельство о ликвидации (выписка из ЕГРЮЛ). После этого ЮЛ прекращает свое существование.

Как погашаются долги

Прежде всего рассчитываются с людьми, перед которыми должник ответственен за нанесение вреда жизни/здоровью, погашение долга производится в виде капитализации повременных выплат, компенсаций нанесенного морального ущерба, их относят к первоочередной категории;

Внимание! Обеспеченную залоговым имуществом предприятия задолженность включают в первую и вторую очереди и погашают за счет средств, полученных от его продажи.

Если при банкротстве ЮЛ не были выявлены денежные средства, имущество, и сформировать конкурную массу было не из чего, то после завершения процедуры все кредитные требования считаются удовлетворенными. Такими же признаются и требования, удовлетворить которые не возможно из-за отсутствия денежных средств у должника.

При проведении ликвидации через банкротство важная роль (когда дело без особенностей) отводится слаженной команде, которая состоит из профессиональных юристов, бухгалтера, арбитражного управляющего и ликвидатора.

Последствия

Основные риски при банкротстве ликвидируемого должника через обусловлены недостатками самой процедуры:

  • погасив всю задолженность фирмы и избавившись от претензий, невозможно застраховаться от ответственности за допущенные нарушения и обязательств, возникших в период владения компанией;
  • применение сделки купли-продажи предприятия посредством комплекта имущества предусматривает извещение об этом кредиторов, в противном случае она смет быть оспорена: приходится либо игнорировать законные нормы, либо исправлять ситуацию во время проведения сделки;
  • ликвидация через банкротство осуществляется, как правило, через посредника, высока вероятность риска не соблюдения всех процедур или нарушения положений закона.

Данный способ предпочитают из-за оперативности и результативности по сравнению с официальной процедурой. К последней лучше прибегнуть в случае, если целью является ликвидация, а не продажа предприятия другим лицам.

Для проведения такой процедуры необходимы специальные знания. Поэтому ее проведение лучше поручить опытным юристам, к выбору которых следует подходить с максимальной ответственностью во избежание проблем с законом.

Банкротство ликвидируемого должника ООО

Добрый день. 05.05.15г. было подано заявление о признании Должника банкротом, 13.05.15г.

Должник опубликовал в “Вестнике государственной регистрации” информацию о своей ликвидации.Назначена ликвидационная комиссия. Могут ли банкротство и ликвидация идти одновременно? Мы кредиторы, куда нам подавать заявления о внесении в реестр?

Думаю вот подать и в дело о банкротстве и в ликвидационную комиссию. Кто сталкивался с такой ситуацией?

1. Банкротство и ликвидация две абсолютно разные процедуры.

Первая происходит принудительно, вторая чаще всего добровольно (за исключением ликвидации по иску заинтересованного гос.органа).

2.Для внесения в реестр кредиторов (банкротство) вам необходимо подать заявление в арбитражный суд с приложением документов подтверждающих ваши требования.

Благодарю за отклик, я знаю что это две абсолютно разные процедуры. Но идут они сейчас параллельно. То есть сам кредитор назначил ликвидационную комиссию и банкротство идет, каким образом будет производиться выплаты : по ликвидационному балансы или по реестру кредиторов? Вот в чем вопрос . И вообще интересно, как такая ситуация могла произойти в принципе 🙂

Консультация юриста бесплатно

Здравствуйте! Подача заявления в суд еще не означает, что процедура банкротства будет введена. Поэтому до введения процедуры банкротства может идти процедура ликвидации предприятия. Банкротство пиквидируемого предприятие производится по упрощенной процедуре.

Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника
1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Читать еще:  Выписать из квартиры бывшего мужа исковое заявление

2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3.В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Пошаговая инструкция по банкротству ликвидируемого должника

Если имущества предприятия, к которому было принято решение о ликвидации, не хватает для удовлетворения запросов кредиторов, то юридическое лицо будет ликвидировано в порядке, указанном в ФЗ «О несостоятельности».

Ликвидируемым должником называют должника, который находится в процедуре ликвидации. Ликвидация – прекращение деятельности юрлица, при этом не предусмотрен переход прав на предприятие к третьим лицам.

Банкротство ликвидируемого лица – одна из видов упрощенных процедур банкротства, которые применяются в отношении лица, неспособного возместить судебные затраты по делу о банкротстве.

Шаг №1 – начало процесса

Когда начинается добровольная ликвидация:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  1. Принимается решение о необходимости ликвидации юридического лица. Учредители единогласно согласиться (отказаться), затем оформить свое решение в виде протокола. При этом назначается ликвидационная комиссия, что предусмотрено ст. 61 ГК РФ;
  2. Сообщение соответствующих органов о том, что должник будет ликвидирован и назначена комиссия.

Учредители обязаны направить уведомление в регистрирующий орган в продолжение трех суток после принятия решения, что предусмотрено ст. 20 федерального закона «О регистрации юр. лиц и ИП».

К документации, предоставляемой главой ликвидационной комиссии, в регистрационный орган, относится:

  • Уведомление о том, что было принято решение, связанное с ликвидацией (форма Р15001);
  • Уведомление, подтверждающее начало сбора ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Протокол, составленный на собрании учредителей – необходимо предоставить оригинал.

Орган регистрации после получения документации вносит соответствующую пометку в ЕГРЮЛ. С этого момента предприятие официально признается ликвидирующимся юр. лицом.

Последствия:

  • Невозможно провести государственную регистрацию корректировок, вносимых в учредительную документацию предприятия;
  • Запрещена регистрация юридических лиц, участником которых будет являться ликвидируемое на данный момент предприятие.

Регистрирующий орган выдает следующие документы:

  • Справку о внесении должника в ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство о том, что ликвидационная комиссия была внесена в ЕГРЮЛ.

Ликвидационная комиссия в продолжение двух месяцев с начала публикации сообщения о ликвидации должника может установить признаки банкротства:

  1. Неспособность удовлетворить запросы кредиторов в течение трех месяцев;
  2. Сумма задолженности в общей сумме должна превышать 100.000 руб.

Подробнее о ликвидации некоммерческой организации Минюст читайте здесь.

Шаг №2 – вводится процедура банкротства

Инициирование процедуры банкротства осуществляется следующим образом:

  1. Заявление от должника. Он должен подать заявление в Арбитражный суд;
  2. Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, выносит определение, направляет в предприятие арбитражного управляющего, запрашивает ряд документов;
  3. Назначается судебное заседание по делу о банкротстве. При наличии признаков банкротства может быть вынесено только два решения – признается несостоятельность юридического лица, открывается конкурсное производство или выносится отказ в рассмотрении заявления.

В соответствии со ст. 225 ФЗ «О несостоятельности» при процедуре банкротства ликвидируемого должника не принимаются такие реабилитационные процедуры, как наблюдение, оздоровление и внешнее управление.

Управляющий при инициировании банкротства должен предоставить перечень документов в орган регистрации:

  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Ксерокопию постановление суда о том, что должник признан обанкротившимся, назначено конкурсное производство.

В ответ регистрационный орган оформляет Свидетельство, на основании которого назначается конкурсный управляющий.

Необходимо опубликовать сообщение о несостоятельности.

Последствия начала конкурсного производства:

  1. Приостанавливается добавление к сумме долга штрафных санкций, пенни, неустоек и т.д.;
  2. С момента открытия производства все сведения, касающиеся финансового состояния банкрота, перестают быть тайной;
  3. Любые сделки, влекущие за собой отчуждение имущества банкрота или его передачу, могут проводиться только в соответствии с ФЗ;
  4. Все требования по финансовым обязательствам, договорам, уплате обязательных платежей могут предъявляться только во время конкурсного производства. Исключением из этого является взыскание средств на возмещение вреда здоровью, алименты, указы об истребовании имущества из незаконного распоряжения и т.д.;
  5. Исполнительная документация должна быть передана судебным приставам;
  6. Не допускается после принятия судом распоряжения об открытии конкурсного производства наложения арестов на имущество юридического лица;
  7. С руководителя предприятием снимаются все полномочия.

При этом конкурсный управляющий может осуществлять следующие действия:

  • Провести инвентаризацию имущества;
  • Оценить имущество должника;
  • Уведомить сотрудников должника о том, что они будут уволены. Сделать это требуется не позднее одного календарного месяца с момента введения конкурсного производства;
  • Принятие мер, необходимых для сохранения имущества банкрота;
  • Ведение реестра запросов кредиторов;
  • Исполнение других обязанностей, предусмотренных ФЗ. К примеру, предоставление кредиторам отчетов не меньше, чем один раз в 30 дней. Это положение регулируется ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Шаг №3 – завершение ликвидации

Конкурсный управляющий в продолжение пяти суток после получения решения арбитражного суда о завершении производства направляет его в орган регистрации. Это положение предусмотрено ст. 140 «О банкротстве».

Особенности

Особенности банкротства ликвидируемого должника:

  1. Постановление об открытии конкурсного производства, утверждении управляющего на этот срок времени и о признании юридического лица банкротом выносится Арбитражным судом;
  2. Кредиторы имеют право предоставить свои запросы ликвидируемому банкроту в продолжение месяца после того, как было опубликовано сообщение о признании юридического лица банкротом. Положение соответствует ст. 71 ФЗ;
  3. Реестр запросов кредиторов будет составлен в порядке, который устанавливается Федеральным законом;
  4. Если производство было возбуждено в соответствии с заявлением собственника, поданным до момента формирования ликвидационной комиссии, то рассмотрение дела происходит без учета особенностей, указанных выше.

Законодательством не устанавливается время первого собрания кредиторов. Однако его рекомендуется проводить по окончанию месяца после публикации информации о том, что должник признан банкротом, после закрытия реестра требований. На первом собрании будет избран комитет кредиторов.

Все это относится к обязанностям конкурсного управляющего, который также направляет соответствующее заявление в арбитражный суд. При этом исключаются действия о подписании мирового соглашения или взыскании дебиторского долга.

Скачать протокол ОАО о ликвидации можно по этой ссылке.

Как проходит ликвидация благотворительного фонда, читайте тут.

Упрощенная процедура

При упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника все функции во время этапа наблюдения будут сосредоточены у ликвидационной комиссии, причем используются они до момента введения несостоятельности.

Этим способом комиссии удается определить число кредиторов, сумму их запросов. Таким образом, комиссия становится единоличным органом, берущим на себя ответственность за ход развития банкрота.

По упрощенной процедуре предусматривается сокращенный срок принятия запросов кредиторов – 1 месяц. Эти сроки пресекательные, следовательно, они не могут быть продлены.

Банкротство должника ликвидируемого собственником РФ имеет ряд характерных особенностей, которые были приведены выше. Все они в совокупности позволяют провести банкротство в упрощенной форме.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства

Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства

Упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла.

Цель упрощенных процедур – скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.

Отметим, что ликвидируемый и отсутствующий должники объединены в одну главу практически произвольно, так как взаимного применения правовых норм Закон не предусматривает.

§ 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника

Статья определяет статус ликвидируемого должника, устанавливая, что, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (очевидно, имеются в виду все требования), для данного юридического лица применяется особый порядок ликвидации, установленный §1 гл.XI Закона. Не имеет значения, была ли ликвидация добровольной либо принудительной (т.е. принято решение о ликвидации самим юридическим лицом либо судом).

По сути, к ликвидируемым юридическим лицам применяется критерий неоплатности (стоимость имущества менее стоимости обязательств). Кроме того, не имеют значения ни срок, ни размер задолженности, однако это актуально для случаев, когда речь идет о применении §1 гл.XI. Если ликвидируемый должник рассматривается как обычное юридическое лицо (а это возможно даже после принятия решения о ликвидации), все положения о признаках и критерии неплатежеспособности к нему применяются.

Итак, при выяснении факта превышения размером обязательств ликвидируемого должника размера его имущества дальнейшая ликвидация осуществляется в соответствии с нормами конкурсного права. Для этого необходимо возбуждение судом производства по делу о банкротстве должника.

Пункты 2 и 3 определяют, кто является субъектом обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. Это зависит от того, была ли уже образована ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) или нет.

В первом случае субъектом обязанности в п.2 названа ликвидационная комиссия (ликвидатор). Однако возникает интересная ситуация: в силу п.1 ст.10 Закона ответственность за нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд несут члены ликвидационной комиссии. Следовательно, любой из них заинтересован в подаче заявления при наличии указанных обстоятельств, т.е. суд обязан такое заявление принять. Такой вывод подтверждается еще и тем, что ликвидационная комиссия не является субъектом правоотношений, а потому нельзя говорить, что ее председатель действует от имени комиссии.

Во втором случае субъектом обязанности по обращению в суд является руководитель должника, любой из его учредителей (участников), собственник имущества унитарного предприятия.

Читать еще:  Бангладеш форма правления

Обращает на себя внимание важнейшее правило, установленное в п.3 ст.225, – в названных ситуациях к ликвидируемому должнику не применяется §1 гл.XI (см. комментарий к ст.225).

Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

Статья определяет процессуальные особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника.

Прежде всего следует отметить, что в силу п.1 при рассмотрении дела может быть вынесено только одно решение- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, одновременно утвердив конкурсного управляющего. Комментируемая статья не сохранила правило ч.2 п.1 ст.175 Закона 1998 г., в соответствии с которым полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора либо на председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было бы целесообразно. Таким образом, теперь для назначения конкурсного управляющего необходимо будет соблюсти все требования ст.20-23 Закона.

Каких-либо особенностей конкурсного производства §1 гл.XI не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом), поэтому, надо полагать, подлежат применению нормы гл.VII Закона (хотя отсылки к ним в §1 гл.XI не содержится).

Признание должника банкротом – единственно возможное решение суда. Часть 2 п.1 комментируемой статьи специально подчеркивает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Следуя логике Закона, можно прийти к выводу, что не применяется и не упомянутое в статье мировое соглашение (хотя возможна аргументация и противоположной точки зрения).

Неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обосновано. Банкротство должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры, независимо от того, принудительным либо добровольным было решение о ликвидации. Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица. Если же выясняется, что имущества должника недостаточно для исполнения всех требований, обязательно осуществляется переход к конкурсному процессу, исход которого- только ликвидация. Возможно, после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) у учредителей (участников) может появиться желание продолжить деятельность, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. Для примера можно привести такую ситуацию. При рассмотрении судом дела о банкротстве ликвидируемого должника (достаточно крупного юридического лица) один из учредителей заявил, что в случае введения внешнего управления юридическое лицо в течение восьми месяцев восстановит свою платежеспособность и сможет полностью рассчитаться со всеми кредиторами; при этом учредители готовы принять все необходимые решения. При всей очевидности целесообразности перехода к внешнему управлению суд принял единственное, соответствующее закону решение- о ликвидации должника, в ходе которой кредиторы получат только частичное удовлетворение своих требований.

Поэтому в Законе следовало бы установить, что если ликвидация была добровольной, то по решению учредителей (участников) юридического лица суд имеет право применить восстановительные процедуры (включая мировое соглашение), раз доказана целесообразность их применения в обычном порядке.

Интересно положение п.3 комментируемой статьи, в силу которого, если заявление о признании должника банкротом было подано в суд (и – соответственно производство по делу о несостоятельности возбуждено) до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных §1 гл.XI. Возможны два варианта толкования данной нормы. Первый – к указанным ликвидируемым должникам применяются только положения гл.VII Закона (т.е. ликвидация осуществляется по общим правилам); второй применяются положения гл.I-VIII, т.е. все возможные мероприятия конкурса (последний вариант более обоснован).

Обратим внимание, что в п.3 речь идет, очевидно, о любом ликвидируемом должнике, независимо от того, добровольной либо принудительной была ликвидация.

Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

Статья определяет последствия несоблюдения порядка обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника. Если названные в Законе (в частности, в ст.224) лица не подали заявление о банкротстве, т.е. ликвидация была осуществлена в обычном, внеконкурсном порядке, окончание ликвидации будет невозможно, так как п.1 комментируемой статьи устанавливает, что нарушение указанных требований служит основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Норма вполне объяснимая, однако возникает вопрос о последствиях реальной ситуации, когда, например, без обращения к конкурсному праву была осуществлена ликвидация (в соответствии со ст.61-63 ГК РФ), удовлетворены требования кредиторов в определенной пропорции (в соответствии со ст.64 ГК РФ), после чего юридическому лицу совершенно обоснованно отказали в исключении из государственного реестра. Что делать после этого? Требовать у кредиторов возврата полученного, обращаться в суд и проводить конкурсное производство? Либо воспользоваться нормой п.2 комментируемой статьи, в соответствии с которой собственник имущества должника – унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника – юридического лица, его руководитель, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), не обратившиеся в суд с заявлением о банкротстве должника, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования по обязательствам и обязательным платежам? В принципе, это, конечно, возможно, однако из Закона не следует, что юридическое лицо должно быть исключено из государственного реестра после ликвидации субсидиарной ответственности.

§ 2. Банкротство отсутствующего должника

Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

Статья устанавливает особенности инициирования конкурсного процесса в отношении отсутствующего должника.

Отсутствующий должник – должник-гражданин, местонахождение которого неизвестно, либо юридическое лицо, прекратившее свою деятельность, местонахождение руководителя которого установить невозможно (ст.230 Закона называет категории субъектов, которые не отвечают названным признакам, но к которым применяются положения о банкротстве отсутствующих должников). Регламентирующий банкротство отсутствующего должника §2 гл.XI исходит из того, что такой должник не имеет практически никакого имущества.

Заявление о банкротстве отсутствующего должника может быть подано любым из кредиторов либо уполномоченным органом (сам должник этого сделать не может, хотя это иногда актуально, если речь идет о субъектах, названных в ст.230 Закона).

Важной особенностью банкротства отсутствующего должника является то, что при подаче заявления о его банкротстве не имеет значения размер задолженности. Закон не уточняет, обязательно ли соблюдение трехмесячного срока неисполнения обязательств. Поскольку об этом ничего не сказано, можно прийти к выводу о применении общих правил, однако в ряде случаев целесообразно было бы установить в Законе исключения и в отношении срока исполнения обязательств.

Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника, только если у этого должника есть средства, необходимые для финансирования процедур банкротства. Правительство РФ должно определить порядок и условия финансирования процедур в отношении отсутствующих должников.

Комментируемая статья не определяет, кто именно будет доказывать наличие минимальных средств у должника и имеет ли право кто-нибудь (например, учредитель юридического лица) представлять доказательства отсутствия этих средств.

Заметим, что кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника

Дела о банкротстве отсутствующих должников рассматриваются судьей арбитражного суда единолично (это установлено в п.4 комментируемой статьи) в течение сокращенного, по сравнению с общим, установленным ст.51 Закона, срока, который равен одному месяцу (общий срок – три месяца).

Рассматривая дело о банкротстве, арбитражный суд может принять только одно решение – о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Часть 2 п.1 устанавливает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не проводятся. Очевидно, не заключается и мировое соглашение.

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (безусловно, возникнут проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Конкурсный управляющий должен письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании должника банкротом, которым предоставляется месяц со дня получения уведомления на предъявление требований. Комментируемая статья не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона.

Интерес вызывает положение п.3. Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника (это может быть как имущество, каким-то образом скрытое, что позволяет сделать вывод о неправомерных действиях руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без должных оснований). Если имущество у должника появилось, конкурсный управляющий может ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Законом. Из этого следует возможность применения всех, в том числе реабилитационных, процедур, хотя такое проблематично в силу наличия уже вынесенного решения о банкротстве должника.

Если у должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производиться по нормам гл.VII Закона с учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами.

Не было необходимости давать в комментируемой статье отсылку к ст.134 Закона, в соответствии с которой осуществляется распределение средств, а также указание на то, что судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляются вне очереди. Очевидно, что при наличии других внеочередных кредиторов, названных в п.1 ст.134, их требования тоже будут удовлетворяться вне очереди.

Статья 230. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

Сопоставление положений комментируемой статьи с другими статьями §2 отчетливо выявляет затруднительное их применение на практике. Сам должник, как следует из п.1 ст.227, подать заявление о своем банкротстве не может; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, так как у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Возникнет крайне негативная ситуация, подобная существовавшей в связи с неурегулированностью данной проблемы Законом 1992 г. (Законом 1998 г. эта проблема была решена), – будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (у таких субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Источники:

http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/poshagovaja-instrukcija-po-bankrotstvu-likvidiruemogo-dolzhnika.html
http://jurist-arbitr.ru/bankrot/bankrotstvo-likvidiruemogo-dolzhnika-uproshhennye-procedury-v-dele-o-bankrotstve/
http://dolg.guru/bankrotstvo/likvidiruemogo-dolzhnika.html
http://pravoved.ru/question/857273/
http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/poshagovaja-instrukcija-po-bankrotstvu-likvidiruemogo-dolzhnika.html
http://base.garant.ru/4073419/11/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: