Правовые основы страхования транспортных средств
Правовые основы страхования
Страховое законодательство является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность развития страхового рынка и страховой отрасли. Именно оно регламентирует поведение (действия) субъектов на страховом рынке.
Страховое право – это совокупность общепринятых, законодательно закрепленных правил (норм) поведения субъектов страховых отношений. Страховое право закреплено в законах и подзаконных актах о страховой деятельности.
Основу страхового права составляют нормы гражданского и финансового права, также в состав страхового права входит ряд норм административного, уголовного, международного частного и других отраслей права.
В страховом законодательстве выделяют следующие ступени, содержащие различные нормы регулирования страховых правоотношений.
Международные кодексы и соглашения.
На уровне международного законодательства отсутствуют специальные (отдельные) кодексы и соглашения, посвященные страхованию, однако имеется целый ряд документов, регламентирующих те или иные отдельные нормы страхового права, знание которых крайне важно при страховании операций, связанных с международными торговыми и экономическими отношениями. В ряду этих документов такие, как:
– различные транспортные кодексы и соглашения: торговый, морской, воздушный;
– Йорк-Антверпенские правила, определяющие порядок признания «общей аварии»;
– система ИНКОТЕРМС, определяющая набор терминов, отражающих условия поставки товаров.
Эти нормы регламентируют отдельные виды экономической деятельности, в рамках которых уточняются вопросы страхования, в том числе обязанность (необходимость) осуществления страхования (обеспечения страховой защиты того или иного объекта), а также порядок его осуществления.
Конституция РФ не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит две важнейшие предпосылки, реализация которых в дальнейшем идет, в том числе через страхование как институт:
– социальная защита и медицинское обеспечение;
– экономическая свобода субъектов.
Таким образом, в Конституции зафиксировано два главных положения, которые касаются страхования:
1) гарантия социального и медицинского обеспечения, которая в дальнейшем реализуется через систему социального и медицинского страхования;
2) свобода экономической деятельности, в том числе свобода формирования страховых фондов (децентрализованных фондов защиты от рисков), а также свобода осуществления страховой деятельности.
Следующий уровень законодательства представлен федеральными кодексами, которые условно можно подразделить на кодексы, в которых есть прямая норма, регламентирующая страховую деятельность, и кодексы, которые опосредованно связаны со страхованием.
К числу первых относятся следующие:
– Гражданский кодекс РФ, часть вторая, глава 48 «Страхование».
Данная глава регламентирует основные нормы страхового права и прежде всего систему договорных отношений в области страхования. Она определяет: основные понятия, применяемые в страховании; интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательные и добровольные формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.
– Налоговый кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ имеет крайне важное значение для развития всего страхования, так как именно он регламентирует:
— порядок формирования и налогообложения дохода, получаемого страховщиком, в разрезе осуществляемых им различных видов деятельности (страховая, инвестиционная, агентская, суброгационно-регрессионная деятельность), что, как следствие, во многом влияет на порядок признания события страховым случаем и возможность осуществления страховой выплаты;
— возможность отнесения затрат страхователя по уплате страховых премий на себестоимость товаров (работ, услуг), а также, что не менее важно, — порядок учета и налогообложения дохода, полученного в результате выплаты страхового возмещения.
– Кодекс торгового мореплавания РФ
Кодекс торгового мореплавания (КТМ) достаточно подробно регламентирует порядок страхования морских рисков.
– Воздушный кодекс РФ
В рамках гл. XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя» ст. 131–135 регламентируют порядок осуществления страхования ответственности субъектов, включенных в процесс эксплуатации воздушных судов, а также страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна.
– Градостроительный кодекс РФ
Летом 2008 г. в Градостроительный кодекс РФ (ГСК РФ) были внесены поправки, в соответствии с которыми страхование должно стать одним из ключевых элементов защиты интересов потребителей услуг строительной отрасли.
Иные кодексы, опосредованно связанные со страхованием, но имеют большое значение в вопросе формализации страхового интереса и обстоятельств наступления страхового случая, регулирования отношений субъектов страхового рынка:
— Гражданский кодекс РФ (кроме гл. 48);
— Уголовный кодекс РФ;
— Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
— Кодекс РФ об административных правонарушениях;
— Арбитражно-процессуальный кодекс РФ;
– Федеральные законы РФ
На уровне федеральных законов мы можем выделить две группы законов, регламентирующих вопросы страхования.
1. Законы прямого действия – это те законы, в которых страхование является основным объектом регулирования. Эти законы напрямую регламентируют основные вопросы осуществления страховой деятельности или осуществления определенного вида страхования. Основными законами в этом ряду являются:
1) законы общего характера – эти законы регламентируют общие вопросы осуществления страхования, и прежде всего, вопросы допуска экономических субъектов к осуществлению страховой деятельности (страхового дела), включая порядок их лицензирования:
— Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;
2) законы об отдельных видах обязательного страхования – детализирование регламентируют порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяют все основные (существенные) условия договора по данному виду обязательного страхования:
— Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;
— Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
— Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
3) законы о социальном (государственном) страховании, осуществляемом за счет бюджетных средств и средств внебюджетных государственных централизованных фондов, взносы, которые носят обязательный (налоговый) характер:
— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
— Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
2. Законы непрямого действия – в них страхование является неосновным объектом регулирования данного закона, но, тем не менее, законом регламентируются отдельные положения, касающиеся осуществления страхования. В основном это законы, вменяющие субъекту (страхователю) обязанность страховать определенные виды рисков.
К этим законам относятся:
— Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г.№61-ФЗ (ст. 94) «Условия включения в реестр таможенных перевозчиков»;
— Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
— Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. Верховным Советом РФ) от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ст. 18);
Решения (указы, постановления, приказы) органов исполнительной власти.
Следующим уровнем регламентации страхового права являются решения органов исполнительной власти, представленные указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств. Этинормативные акты носят характер уточнения и конкретизации отдельных федеральных законов, а также служат методологической базой осуществления страховой деятельности. Как правило, в федеральных законах имеется отсылка к нормативным актам органов исполнительной власти, которые детально регламентируют данный вопрос, и указан конкретный орган исполнительной власти, которому вменяется обязанность конкретизировать отдельные общие положения закона.
Уровень нормативных актов министерств и ведомств носит методологический и надзорный характер. По своей сущности они являются правоприменительными материалами.
Правовые основы страхования транспортных средств
Правовые основы страхования транспортных средств
Нормативно-правовая база института страхования в России начала складываться в 1993 г. с вступлением в силу Закона о страховании. В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового, международного права.
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:
гл. 48 ГК «Страхование», которая устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования и ответственность за неосуществление обязательного страхования, дана характеристика договоров имущественного и личного страхования. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям; общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования; принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании; требования к форме договора страхования и характеристика его существенных условий. Определяются порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 20.07.2004). В нем формулируются основные понятия в области страхования. В частности, даются определения страхования и перестрахования, форм страхования; характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников; рассматриваются термины, используемые в договорах страхования;
Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81 -ФЗ (в ред. от 30.06.2003, с изм. от 06.04.2004), гл. XV которого регламентирует условия договора морского страхования;
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 (вред, от 23.42.2003), определяющий порядок проведения медицинского страхования;
Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 № 52-ФЗ (в ред. от 21.06.2004);
Указ Президента РФ от 06.04.1994 № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;
Указ Президента РФ от 07.07.1992 №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».
К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1, в ст. 26 «Страховые резервы» которого дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, а в ст. 28 «Учет и отчетность» регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. – 184 с. .
В большинстве стран Европы действует закон о дорожном страховании и требуется полис дорожного страхования. Зеленая карта – это дорожное страхование, действующее во многих странах и являющееся страхованием ответственности – на основании ее пострадавшему возмещается ущерб, нанесенный транспортным средством виновника согласно правилам, действующим в стране, где произошло дорожно-транспортное происшествие.
Россия войдёт в систему «Green Card» только в начале 2010 года. До этого времени выпускать свои “зелёные карты” наша страна не может, а отечественный полис ОСАГО за рубежом не действует. Поэтому российские страховые компании перепродают продукты своих западных коллег из тех самых 45 государств. Каждый отечественный страховщик может продавать полисы сразу нескольких иностранных фирм, которые будут отличаться по цене, территории действия и лимиту ответственности. При этом у разных российских компаний полисы «Green Card» одного и того же зарубежного страховщика могут иметь разную стоимость из-за разницы агентского вознаграждения.
Страхование автотранспорта
Автор: Марина Рас. ко, 05 Декабря 2010 в 19:41, реферат
Описание работы
В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.
Страховое покрытие должно распространяться на ответственность страхователя в случае смерти или увечья, причиненного третьим лицам, и повреждения их собственности.
Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
Содержание
Введение 3
1. История развития автострахования в России 4
2. Понятие автострахования, его функции и формы 7
3. Правовые основы страхования транспортных средств 20
4. Особенности страхования транспортных средств в России 24
Заключение 32
Использованная литература 34
Работа содержит 1 файл
РЕФЕРАТ.doc
Если отпала возможность страхового случая и существование риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Страховщик возвращает часть страховой премии за не истекший срок.
Страховщик выполнил все свои обязательства по договору страхования в полном объеме.
Страхователь отказался от договора досрочно. В таком случае он прекращается с даты указанной в письменном уведомлении.
В договорах страхования автотранспорта, которые страховые компании разрабатывают для своих клиентов, нередко закрепляется обязанность последних сообщать страховщику об изменении в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора страхования. А страховщик вправе настаивать на изменении условий договора, а, при отказе изменить условия, на его расторжении.
Страхователь может заключать договор в пользу третьих лиц – выгодоприобретателей, но это не освобождает его от обязательств по договору, если его обязанности не выполнены выгодоприобретателем. Страховые компании вправе требовать от выгодоприобретателей выполнения обязанностей по договорам страхования, если они не исполняются страхователями.
Выгодоприобретатель может быть заменен другим, при условии, что тот еще не выполнил никаких обязательств по договору, в противном случае страхователь теряет такое право.
Обязанности сторон при наступлении страхового случая:
В соответствии с договором страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователь после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан.
Незамедлительно, любым доступным способом, сообщить страховщику о наступлении страхового случая, указав при этом всю известную информацию об обстоятельствах наступления страхового случая, с обязательным письменным подтверждением сообщения.
Факт надлежащего исполнения данной обязанности, в случае возникновения спора, должен быть подтвержден соответствующим письменным доказательством.
Принять разумные и доступные в сложившейся обстановке меры по предотвращению или уменьшению вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших лиц. Принимая такие меры, страхователь обязан следовать указаниям страховщика, если такие указания ему даны.
Обратиться с заявлением о произошедшем страховом случае в соответствующие компетентные органы, уполномоченные проводить расследование обстоятельств наступления страхового случая.
Своевременно сообщить страховщику время и место осмотра поврежденного имущества потерпевших лиц (до его ремонта) и обеспечить эксперту страховщика возможность осмотра поврежденного имущества и оценки причиненного ущерба.
Систематически информировать страховщика о ходе расследования происшествия, его причинах и последствиях, и принимать участие в таком расследовании.
Незамедлительно известить страховщика обо всех требованиях и претензиях имущественного характера, предъявленных к нему в связи со страховым случаем.
При получении таких требований страхователь обязан предпринять все меры к тому, чтобы потерпевшее лицо до рассмотрения его требования страховщиком, не обращалось с иском в суд.
В ходе рассмотрения требований потерпевших лиц страхователь обязан, по указанию страховщика, направлять письменные запросы о предоставлении документов, необходимых для проведения расследования страхового случая страховщиком (в случае, если указанные документы могут быть выданы только страхователю).
При возбуждении уголовного дела и начале уголовно-процессуальных действий компетентных органов по факту причинения вреда, или при подаче потерпевшим лицом, несмотря на предпринятые страхователем попытки урегулировать предъявленные претензии по договоренности, искового заявления в суд до рассмотрения дела страховщиком и вынесения им своего решения страхователь обязан по требованию страховщика выдать страховщику или указанному им лицу доверенность на право представлять страхователя (ответчика) в судебном процессе, со всеми необходимыми процессуальными полномочиями, вступать в переговоры с потерпевшими лицами и их представителями, принимать меры, направленные на выяснение обстоятельств, причин и размера причиненного вреда.
Страхователь обязан не признавать в добровольном порядке без согласия страховщика требования, связанные со страховым случаем, не принимать на себя какие-либо обязательства по урегулированию таких требований, а также не возмещать причиненный вред.
При признании факта наступления страхового случая страховщик производит выплату страхового возмещения в размере вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц, но не более страховой суммы по договору страхования (или не более установленного в договоре страхования лимита по одному страховому случаю).
3. Правовые основы страхования транспортных средств
Нормативно-правовая база института страхования в России начала складываться в 1993 г. с вступлением в силу Закона о страховании. В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового, международного права.
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:
гл. 48 ГК «Страхование», которая устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования и ответственность за неосуществление обязательного страхования, дана характеристика договоров имущественного и личного страхования. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям; общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования; принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании; требования к форме договора страхования и характеристика его существенных условий. Определяются порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 20.07.2004). В нем формулируются основные понятия в области страхования. В частности, даются определения страхования и перестрахования, форм страхования; характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников; рассматриваются термины, используемые в договорах страхования;
Указ Президента РФ от 06.04.1994 № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;
Указ Президента РФ от 07.07.1992 №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».
К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся:
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1, в ст. 26 «Страховые резервы» которого дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, а в ст. 28 «Учет и отчетность» регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности..
В большинстве стран Европы действует закон о дорожном страховании и требуется полис дорожного страхования. Зеленая карта – это международная разновидность ОСАГО. Она, как и ОСАГО, является обязательной, но только не в России, а за рубежом, Можно приобрести зеленую карту на целый год или только на две недели, полную (действует на все страны соглашения «Зеленая карта») или частичную. «Зеленая карта» является полисом обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, принятым в десятках стран мира. Без этого полиса запрещено передвижение по территории большинства европейских государств на собственном автомобиле. Страховые случаи по «Зеленой Карте» предусматривают возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Страны-участницы соглашения «Зеленая карта»: Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния — Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Поправки, внесенные в закон о страховании:
С 1 марта 2008 года:
– не нужно страховать прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам;
– физические лица теперь могут заключить договор ОСАГО на три месяца, а юридические – на полгода;
– для автомобилей, зарегистрированных за рубежом, минимальный срок страхования уменьшен до пяти дней;
– отменен спецзнак государственного образца или так называемый стикер;
– отменен порядок продления договора ОСАГО с 30-дневным льготным периодом;
– максимальная сумма выплат каждому пострадавшему в одном ДТП составляет 160 тысяч рублей;
– родственники погибшего в ДТП имеют право на получение 135 тысяч рублей + 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение;
– ДТП на внутренней территории организации отныне является страховым случаем;
– срок рассмотрения заявления о выплате продлен с 15-и до 30 календарных дней;
– за каждый день просрочки рассмотрения заявления о выплате вводится неустойка в размере 1/75 ставки ЦБ РФ рефинансирования от страховой суммы по виду вреда;
– после проведения страховщиком осмотра автомобиля, если страховщик и потерпевший согласны с суммой выплат, проведение независимой экспертизы не требуется.
С 1 июля 2008 года: – пострадавший имеет право обратиться за выплатой в свою страховую компанию.
С 1 декабря 2008 года: – у участников дорожного движения появится возможность оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
4. Особенности страхования транспортных средств в России
Приведем факторы, исходя из которых, рассчитывается стоимость страхового полиса ОСАГО:
1. Тип транспортного средства, цель использования, физическое лицо страхуется или юридическое. (кат. А, В, С, D, личная, такси и т.д. Условие А- страхование от всех рисков; условие В – гибель застрахованного груза или повреждение вследствие пожара, взрыва, столкновение с объектом, землетрясение).
2. Место прописки собственника ТС.
3. Ограниченная страховка (имеются вписанные водители) или неограниченная (за руль может садиться любой водитель, имеющий доверенность).
4. Если страховка ограниченная, будут иметь значение возраст и стаж всех вписанных водителей.
5. Мощность двигателя легкового автомобиля или разрешенная максимальная масса грузового, или количество мест в автобусе.
6. Период использования ТС в течение года (3, 4, 5 месяцев и т.д.).
7. Количество предыдущих лет страхования. Были при этом аварии по вине страхователя.
Страховые премии по КАСКО зависят от следующих факторов:
Возраст водителей. Согласно статистике, чаще всего в ДТП попадают водители, имеющие возраст менее 21 года и более 65 лет. Соответственно, для такой категории водителей большинством страховщиков применяются коэффициенты, существенно повышающие стоимость полиса КАСКО.
Транспортное право и безопасность
Научный журнал Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) ISSN 2500-1868
Статья
Мальцев В. А. Правовые основы страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев в Китае
Мальцев В. А. – кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое право и налогообложение» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)
Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы таких видов страхования как страхование транспортных средств и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в Китайской Народной Республике. Указываются основные факторы, влияющие на развитие этих видов страхования в стране. Показана система правового регулирования страхования транспортных средств и обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, которая, в первую очередь, включает в себя общий Закон «О страховании» и нормы специального Положения об обязательном страховании ответственности в дорожно-транспортных происшествиях. Подробно исследуются положения общего закона, распространяющиеся на договоры страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев. При этом указаны и нормы, которые не применяются к указанным видам договоров. Проводится правовой анализ правил, касающихся обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. В частности, освещены базовые ставки страхового тарифа по обязательному страхованию ответственности в отношении различных видов транспортных средств, используемых как в личных целях, так и в предпринимательской деятельности, а также основания и условия для понижения или повышения коэффициентов указанного тарифа. Перечислены случаи применения максимальных размеров компенсационных выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Рассматривается специфика страхования грузов при перевозках различными видами транспорта. Освещены права и обязанности страховщика и страхователя при исполнении договора добровольного страхования транспортных средств. При этом указывается на допустимость осуществления контроля за состоянием застрахованного транспортного средства со стороны страховщика, случаи изменения размера страховой суммы и страховых взносов, порядок возмещения расходов, связанных с установлением характера и причин наступления страховых случаев. Анализируются особенности юридической ответственности сторон договора при совершении ими нарушений страхового законодательства Китая. Освещены отдельные полномочия государственного органа по контролю за страховой деятельностью, а также основания для привлечения к уголовной или административной ответственности как страховых компаний (страховых брокеров и страховых агентов), так и страхователей.
Ключевые слова: страхование; страхование транспортных средств; страхование гражданской ответственности; договор страхования; базовый страховой тариф; страховые взносы; страховая стоимость; юридическая ответственность.
Литература:
- Китай стал третьим в мире страховым рынком // http://ru.gbtimes.com (дата обращения: 15 марта 2018г.).
- https://ria.ru/world — официальный сайт Российского информационного агентства «Новости» (дата обращения: 14 апреля 2018г.).
- Глава 2 «Транспортные средства и водители» Закона КНР «О мерах дорожной безопасности», принятый на 5-м заседании Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10-го созыва 28 октября 2003 года // http://asia-business.ru/law — Информационно-аналитический портал «Бизнес в Китае» (дата обращения: 23 мая 2018г.).
- Второе Разъяснение Верховного народного суда КНР от 31 мая 2013 г. «О некоторых вопросах применения Закона КНР «О страховании» (№ 14-2013) // https://cnlegal.ru/civil_law/insurance — Интернет-блог о законодательстве КНР (дата обращения: 25 мая 2018г.).
- Статья 34 Закона КНР «О страховании» от 30 июня 1995 г. Принят на 14-й сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва // http://www.gov.cn — официальный сайт Правительства КНР (дата обращения: 23 апреля 2018г.).
- Официальный курс китайского юаня к российскому рублю составляет 1:9,95 (на 1 июня 2018мг.) // http://www.cbr.ru — официальный сайт Банка России.
- https://cnlegal.ru — Интернет-блог о законодательстве КНР (дата обращения: 15 мая 2018 г.).
- https://www.alfastrah.ru — официальный сайт компании «Альфа страхование» (дата обращения: 18 мая 2018 г.).
- Госсовет КНР внес изменения в правила ОСАГО // https://cnlegal.ru — Интернет-блог о законодательстве КНР (дата обращения: 13 мая 2018 г.).
- Бажанов, П. А. Обязательное страхование автогражданской ответственности в КНР // https://cnlegal.ru (дата обращения: 21 октября 2012 г.).
- Законы Китайской Народной Республики // http://law.uglc.ru/insure.htm — UGL Corporation Ltd. (дата обращения: 25 мая 2018 г.).
- Статьи 138—139 гл. 7 Закона КНР «О страховании» от 30 июня 1995 г. Принят на 14-й сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва // http://www.gov.cn. — официальный сайт Правительства КНР (дата обращения: 23 апреля 2018 г.).
- Государственный комитет по контролю и управлению страхованием. Статистический отчет за 2013 г. // http://www.cbrc.gov.cn/chinese/newIndex.html (дата обращения: 30 мая 2018 г.).
- Annual Report 2017 on SEC Filing Form 20-F // China Life Insurance Company. (дата обращения: 27 января 2018 г.)
- China Insurance Yearbook 2016 // http://www.china-insurance.com (дата обращения: 15 мая 2018 г.).
Другие статьи автора или выпуска: Выпуск №26, Мальцев В.А.
Законодательство о страховании при использовании транспорта
Оно представлено как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. К законодательной базе, регулирующей общие вопросы страхования, в том числе и страхования при использовании транспорта, относится в первую очередь ГК, в специальной главе которого (гл. 48 “Страхование”) содержатся общие положения о страховании, а также правила страхования для отдельных его видов и разновидностей, в том числе и имеющих отношение к страхованию при перевозках. Так, на применение правил гл. 48 ГК к морскому страхованию указывает ст. 970 ГК.
Составной частью законодательства о страховании является Закон об организации страхового дела, который регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Как уже отмечалось, в Законе указываются имеющие прямое отношение к страхованию при перевозках такие его виды, как страхование транспортных средств (наземного транспорта, железнодорожного, воздушного, водного), страхование грузов, а также страхование гражданской ответственности владельцев всех перечисленных транспортных средств и страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам.
Вместе с тем имеется ряд нормативных источников, регулирующих непосредственно страхование при использовании транспорта.
Это специальные законы, отдельные положения транспортных уставов и кодексов, а также правила страхования при использовании транспорта. Специальные федеральные законы представлены Законом об ОСАГО и Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ.
Неотъемлемой составной частью законодательства о страховании на транспорте составляют транспортные уставы и кодексы. В них содержатся специальные нормы, устанавливающие страхование работников транспортных средств в связи с перевозками. Так, в ст. 31 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” указывается на обязательное страхование работников железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей.
Воздушным кодексом предусмотрено страхование ответственности перевозчика перед пассажиром, грузовладельцем или грузоотправителем. В отношении пассажира – это страхование риска гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна за причинение вреда его жизни и здоровью, а также вреда багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК). Что касается грузовладельца или грузоотправителя, то страхованию подлежит ответственность перевозчика перед ними за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК).
Предусмотрено также обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами (ст. 131 ВК). Наконец, установлено обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна (ст. 132 В К), а также обязательно страхование ответственности эксплуатанта при выполнении авиационных работ (ст. 135 ВК).
Специальная норма об обязательном страховании имеется и в КВВТ. Она закреплена в п. 6 ст. 42, согласно которому государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.
В КТМ страхованию на морском транспорте посвящена отдельная глава – глава XV “Договор морского страхования”. Регулирование морского страхования будет рассмотрено в параграфе 17.4.
К подзаконным нормативным правовым источникам о страховании при использовании транспорта относится ряд правил.
Так, в соответствии с Законом об ОСАГО приняты Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в ред. постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 739). Они определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
ОАО “Российские железные дороги” издало в 2007 г. Типовое положение об организации страховой защиты в дочерних и зависимых обществах ОАО “Российские железные дороги”, которым предусмотрено заключение договоров обязательного и добровольного страхования как в централизованном порядке, так и децентрализованно, на уровне филиалов и подразделений Общества. В централизованном порядке заключаются, в частности, договоры страхования движимого, в том числе подвижного состава, и недвижимого имущества, страхования гражданской ответственности владельца средств железнодорожного транспорта, страхования гражданской ответственности таможенного перевозчика и некоторые другие. Среди договоров страхования, заключаемых децентрализованно, указаны, например, договоры личного страхования пассажиров, страхования транспортных средств, страхования гражданской ответственности таможенных брокеров.
Правовые основы страхования ответственности;
Основные принципы и подходы в страховании ответственности
Тема 6 .Страхование ответственности
6.1. Основные принципы и подходы в страховании ответственности
6.2. Виды страхования гражданской ответственности
6.3. Зарубежный опыт страхования ответственности
Страхование ответственности основано на целом ряде законодательных актов, а также на условиях, установленных в договоре страхования.
Законодательные основы для страхования ответственности можно найти, в частности, в ГГУ, законе «О договоре страхования», законе «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств», Положении о страховой защите в страховании ответственности по транспортным средствам.
Договорные условия страхования ответственности основаны на 14 отраслевых документах, как Общие условия страхования ответственности и Особые условия, описания рисков и разъяснения. Для регулирования отношений ответственности по конкретному договору используются заявление на страхование, страховой полис и, возможно, дополнения к договору.
По действующему законодательству РФ объектом в страховании ответственностиявляются имущественные интересы страхователя, связанные с возмещением причиненного им (или другим лицом, на которое такая ответственность может быть возложена) вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу. Этот вид страхования является частью имущественного страхования, однако присутствие в нем существенных особенностей в организации и проведении страхования обусловливает его отдельное изучение в рамках курса.
Обязанность возмещения вреда— задача гражданской ответственности,которая возникает на основании законодательства (договора) вследствие какой-либо деятельности (хозяйственной, общественной и др.) или бездеятельности страхователя либо в результате нарушения им договорных обязательств. Гражданская ответственность, которая наступает в случаях причинения вреда, не связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств, называется внедоговорной(или деликтной) ответственностьюи определяется ст. 931 Гражданского кодекса РФ. Внедоговорная ответственность регламентируется только законом либо предписаниями иных правовых актов. По договору страхования ответственности за причинение вреда может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое она может быть возложена.
В случаях причинения вреда, который одновременно связан и с исполнением договора, и с законодательно установленным обязательством, возникает конкуренция ответственности (конкуренция исков), например вред причиняется потребителю продукции, что одновременно регулируется и Федеральным законом «О защите прав потребителей», и договором купли-продажи.
Договорная ответственностьнаступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств и определяется ст. 932 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом».
Запрет на страхование договорной ответственности, не предусмотренной законом, ограничивает проведение таких актуальных договоров, как страхование ответственности арендатора за невнесение арендных платежей и т.п. Гражданский кодекс РФ предусматривает страхование договорной ответственности лишь в случае заключения договора ренты.
Договор страхования договорной ответственности, по которому может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя, заключается в пользу стороны договора, перед которой страхователь должен нести гражданскую ответственность (даже если договор заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен).
Страховым рискомпри страховании ответственности признается факт наступления ответственности страхователя, который может быть, как установлен судебными органами, так и в добровольном порядке признан причинителем ущерба.
Если страховщик оспаривает факт наступления ответственности (либо ее размера) при признании его страхователем, то факт наступления страхового случая определяется судом, но так или иначе до принятия страховщиком определенного решения и без его согласия страхователь не имеет права признавать полностью или частично свою ответственность.
В договор страхования ответственности наряду со страхователем может быть включен также и застрахованный, что требует наличия у страхователя страхового интереса в организации защиты такой ответственности.
Страховая суммав договоре страхования ответственности определяет предельный размер обязательств страховщика по возмещению убытков, причиненных страхователем (застрахованным лицом) третьим лицам или окружающей природной среде.
Размер страховой суммы,которая вдоговоре страхования ответственности устанавливает предельный размер обязательств страховщика по возмещению убытков, причиненных страхователем (застрахованным лицом) третьим лицам или окружающей природной среде, «определяется сторонами поих усмотрению», т.е. по согласованию между страховщиком и страхователем (как и в личном страховании), так как не имеет ограничений в виде страховой стоимости (как в имущественном страховании). Страховая сумма в договоре страхования ответственности, как правило, определяется в виде лимитов ответственностиили предельных размеров страхового возмещения, которое будет выплачивать страховщик при наступлении страхового случая. В договорах страхования могут быть установлены: годовые лимиты ответственности, лимиты ответственности по каждому страховому случаю, сублимиты ответственности по отдельным субвидам страхования, на одного пострадавшего и др.
При страховании ответственности страховщиком осуществляются страховые выплатыв пределах расходов лица, чья ответственность застрахована, возникающих в связи с обязанностью последнего возместить причиненные им (вследствие деликта или нарушения договора) потерпевшему убытки,а также уплатить неустойку (в случае наступления договорной ответственности). Под убытками в страховании ответственностипонимаются:
расходы потерпевшего лица на восстановление его нарушенного права и стоимостная величина потерь от утраты или повреждения имущества (реальный ущерб);
неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
К физическому ущербу относятся: смерть, инвалидность физическая и умственная, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, моральный ущерб. Материальным ущербом считаются полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей.
Финансовый ущерб — это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо и т.п. Моральный вред может заключаться в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав и т.п.
Потерпевшим(выгодоприобретателем, получателем страховых выплат) признается третье лицо, с которым у страхователя до наступления страхового случая существовали или отсутствовали какие-либо отношения. Так, в страховании ответственности за причинение вреда будущие потерпевшие зачастую являются неизвестными страхователю.
Наряду с основными — прямыми потерпевшими, существуют и дополнительные или косвенные потерпевшие, ущерб которым уже причиняется опосредованно, через ущерб, причиненный прямым потерпевшим. Условия и порядок выдвижения претензий косвенными потерпевшими регулируются законодательством и/или договором.
Дополнительно к стандартным условиям отказа в страховой выплате, в страховании ответственности также установлено, что страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, если ущерб был причинен страхователем умышленно или вследствие допущения им действий, не соответствующих требованиям профессиональной подготовки, или бездействия (при нарушении правил техники безопасности, финансовых обязательств и т.п.).
К блоку страхования ответственности относятся следующие основные виды страхования:
гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
гражданской ответственности перевозчика;
гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
ответственности за неисполнение обязательств по договору;
страхование ответственности судовладельцев;
страхование ответственности перевозчиков железных дорог;
страхование ответственности при трудовых отношениях;
страхование ответственности за загрязнение окружающей среды.
Страхование ответственности осуществляется в добровольной и обязательной формах, к последней относятся такие виды, как страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности 61 , страхование профессиональной ответственности нотариусов и др.
Страхование ответственности является самой динамичной отраслью страхования по тепам прироста страховых взносов, что связано с цивилизованностью общественных отношений, упорядочением прав и обязанностей юридических и физических лиц, возрастанием размеров, требующих компенсации убытков. Эта тенденция, очевидно, сохранится и в будущем.
Источники:
http://studopedia.ru/9_200201_pravovie-osnovi-strahovaniya.html
http://studbooks.net/784663/bankovskoe_delo/pravovye_osnovy_strahovaniya_transportnyh_sredstv
http://www.stud24.ru/insurance/strahovanie-avtotransporta/13005-32926-page3.html
http://trans-safety.ru/2018/07/12/maltsev-v-a-pravovye-osnovy-strahovaniya-transportnyh-sredstv-i-grazhdanskoj-otvetstvennosti-ih-vladeltsev-v-kitae/
http://studme.org/56204/pravo/zakonodatelstvo_strahovanii_pri_ispolzovanii_transporta
http://studopedia.su/16_72169_pravovie-osnovi-strahovaniya-otvetstvennosti.html