Замена кузова автомобиля
Можно ли заменить кузов автомобиля в ГИБДД законно и как?
Замена кузова по закону
Порядок законного оформления замены кузова на машине в 2020 году чётко регламентирован нормативно-правовыми актами. И сразу оговоримся, что дело это непростое. Настолько, что можно поменять формально внутренности на новые, нежели проводить замену номера этого компонента. Но это зависит от того, в каком состоянии вы приобрели “туловище” автомобиля: б/у или меняете на новый, есть ли на него документы и какие конкретно – именно эти факторы влияют на то, можно ли будет оформить замену кузова легально в ГИБДД и разрешена ли будет регистрация этой процедуры. Итак, давайте обо всём по порядку!
Чем является кузов автомобиля по закону?
А начнём мы с понимания, что такое кузов машины. Формально в России это номерной агрегат. И это значит, что на него наносится обозначение-номер, идентифицирующий всё транспортное средство. А по закону, если в ГИБДД не удастся идентифицировать машину (фактический номер на агрегате не будет совпадать с документами), то в регистрации такого авто откажут на законных основаниях.
Но всё не так печально – новый кузов официально оформить можно, а право замены есть у любого автолюбителя. Правда, для этого нужно соблюсти ряд условий и формальностей, а также собрать необходимые документы, в том числе на новое “тело”.
Как нельзя оформить замену в 2020 году?
Начнём мы с закона, который регулирует порядок замены. Практически единственный правовой акт, предписывающий порядок регистрации (другие имеют мало практического отношения к нашему вопросу) – это новенький Приказ №399, который вступил в силу совсем недавно. Именно он регламентирует не только порядок процедуры постановки на учёт заменённых компонентов автомобиля, но и что запрещено ставить на учёт.
Итак, на 2020 год действуют следующие ограничения:
- нельзя производить замену на новый кузов, если он числится по данным ГИБДД в розыске (в угоне, автомобиль с ним снят с регистрации ГАИ по утрате),
- если у вас нет документов на новый компонент (пункт 17 Приказа),
- по закону можно поставить кузов с утилизированного автомобиля, но на практике в 99% случаев нельзя – вы получите отказ, потому как даже всю машину в полной комплектности после утилизации достаточно непросто восстановить,
- вы не поставите на учёт машину с заменённым кузовом, если он снят с авто, за которое не был произведён утилизационный сбор (п.3 Приказа), но можно поставить, если он выпущен ранее сентября 2012 года,
- если вы уже поменяли “тело” на новое, то с большой долей вероятности вам откажут в регистрации на основании пункта 3 Приказа №399 из-за несоответствующих номеров номерных агрегатов, в число которых входит и обсуждаемый нами, подробнее этот вопрос мы обсудим ниже,
- если номер кузова не читается – в этом случае шансы внести изменения в учётные данные Госавтоинспекции примерно 50/50 – вас направят на экспертизу с нечитаемым номером агрегата, а установит ли номер экспертиза, известно будет лишь после её проведения,
- если есть признаки подделки (переварки, изменения цифр/букв VIN номера) обозначений.
А как можно?
На самом деле, есть 2 варианта переоформления такой замены в ГИБДД в зависимости от состояния компонента. Эти варианты кроются в 2 постулатах законности данной процедуры на 2020 год:
- менять кузов на другой вообще можно – не запрещено законом,
- но если вы купили его б/у с другого авто, то документов на него не будет, так как бумаг на высвободившийся номерной агрегат уже давно не выдают, а других у вас не может быть.
В конечно итоге получаем 2 варианта развития событий и, соответственно, инструкции по замене, в зависимости от конкретно вашей ситуации:
- если “тело” покупалось новым, то тогда можно провести регистрацию в ГИБДД в традиционном понимании – оформить её как замену кузова,
- если же этот компонент вы приобрели в б/у состоянии, то гораздо проще будет оформить на себя заменяющий кузов как приобретение всего автомобиля целиком (то есть кузов=автомобиль, а на него вы просто перебрасываете все детали и узлы со старой машины).
Оформление замены кузова как смены всего автомобиля целиком в качестве официального узаконивания этой процедуры подойдёт только в случае, если идентификационные номера (VIN) нанесены лишь в локации поверхности кузова. То есть такое нельзя делать с рамными внедорожниками и грузовыми авто, где меняется только кабина. Кроме того, не должно быть изменения конструкции автомобиля.
Что такое изменение конструкции? Это установка таких компонентов, которые в стоке на данную модель авто не ставились. Например, из самого очевидного – двигатель. Он должен совпадать по модели и характеристикам с тем, что устанавливали на ваш новый кузов. Более подробно данный вопрос мы обсудили в статье про смену мотора. Подчеркнём в контексте нашего вопроса, что новый кузов должен быть в точности идентичен меняемому – чтобы не произошло изменения этой самой конструкции.
Также во втором случае не потребуются документы на кузов для получения права его замены.
А вот в случае, если вы купили “туловище” авто новым, то оно должно по документам значиться именно как новый номерной агрегат (то есть речь идёт не о покупке нового автомобиля, а именно компонента под смену).
Как официально оформить замену?
Итак, приведём небольшую инструкцию в зависимости от каждой из ситуаций, описанных выше.
Если кузов б/у
В этом случае официальная регистрация замены аналогична покупке автомобиля с пробегом:
- вы перекидываете на новый всё с той машины, у которой кузов под замену,
- далее нужно поставить на учёт данный авто аналогично как при покупке б/у автомобиля: заменить свидетельство о регистрации, внести изменения в ПТС (старого авто).
Старый же кузов со старыми запчастями и деталями можно сдать в металлолом и списать в утилизацию либо снять с учёта в ГИБДД на основании утраты.
Полная инструкция по регистрации изменений в связи со сменой собственника авто здесь (а именно эту процедуру мы проводим при замене главного агрегата машины). Если нужно сохранить номера со старого автомобиля (со старым кузовом), то инструкция здесь.
Если кузов новый
Новые кузовы в России можно приобрести только для отечественных автомобилей. Для иномарок практически нигде в продаже таких новых компонентов вы не найдёте. Но иностранные производители почти всегда по запросу дилерских центров в нашей стране предоставляют таблички с необходимыми данными.
В этом случае формальных причин для отказа в замене кузова у ГИБДД нет. Но на практике возможны нюансы – дело в том, что редкие и ответственные процедуры инспекторы МРЭО ГИБДД проводить боятся, а потому им проще отказать в оформлении замены, нежели брать на себя ответственность. В этом случае поможет требование письменного отказа под видеозапись (снимать сотрудников не запрещено) – как правило, на этом всё и заканчивается успешно для заявителя.
При покупке нового кузова на него во всех случаях есть документы. Их ни в коем случае нельзя терять – регистрация замены кузова в ГАИ в 2020 году проводится строго на основании документов на новый (пункт 17 Приказа 399). С ними вам необходимо обратиться в ГИБДД, но ещё до замены.
Потому как далее вас ждёт хоть и упрощённая, но довольно дорогая сертификация транспортного средства. Упрощённость схемы заключается в том, что не требуется проведение испытаний и экспертиз, так как кузов “родной” и уже прошёл все испытания в составе вашей модели автомобиля. Но, тем не менее, процедура затратная по финансам и времени.
- Сначала необходимо получить разрешение в ГИБДД для замены кузова – это формальность и отказать вам не имеют право, так как закон 2020 года не запрещает этого.
- Затем нужно явиться на осмотр ГИБДД с документами: СТС, заявление на внесение изменений (пишется от руки на имя начальника МРЭО), ПТС и паспортом собственника авто.
- Далее нужно заменить кузов на новый фактически – обязательно у автосервиса должен быть сертификат соответствия на данный вид работ, иначе в официальной регистрации изменений откажут. Также не забудьте взять документы из СТОА: акт выполненных работ и другие документы, которые вам выдадут.
- Последним этапом остаётся подать заявление в ГИБДД уже на внесение изменений.
- Скачать бланк заявления на замену кузова (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать тот же бланк заявления в формате PDF для заполнения от руки.
Я уже поменял кузов – можно ли оформить в ГИБДД постфактум?
А вот легализовать уже заменённый кузов автомобиля, как мы уже упомянули выше, невозможно. Хотя законных оснований для отказа здесь, казалось бы, и нет, но фактически на осмотре сверяется VIN-номер. Он и нанесён на кузов, и не будет совпадать с документами, а это уже причина для легального отказа.
Кроме того, вами не было получено предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию, а это противоречит пункту 7.18 Основных положений ПДД.
Тем не менее, в редких случаях оформить такую замену возможно, правда, только через суд. Но даже ничтожный шанс на это возможен только при 2 условиях:
- у вас остался старый кузов без признаков уничтожения или изменения VIN-номера,
- есть свидетели, документы на выполненные работы по замене.
Законная замена кузова автомобиля в 2019
Законная замена кузова автомобиля в 2019. Нормативно правовые акты регулируют все операции, которые автовладелец может производить со своим транспортным средством. Процесс смены кузова в легковых автомобилях не является исключением. Однако следует быть готовым к тому, что данная операция не может быть простой. Зачастую, очень важную роль играет состояние самого автомобиля, а если быть точным – его «скелета». Так же наличие или отсутствие у вас некоторых документов может определить возможность законной смены компонента, и показать, разрешат ли произвести эту операцию в (ГИБДД) вообще.
Начнем с того, что кузов каждой легковушки привязан к его номеру, который идентифицирует все транспортное средство. Если идентификационный номер на данном автомобиле по какой-то причине не совпадет с официальными документами, его регистрацию просто не произведут.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!
Любой автолюбитель может заменить кузов, но для осуществления данной операции необходимо помнить о некоторых условиях, и собрать пакет необходимых документов.
Законом, регламентирующим процесс оформления и учет замененных деталей автомобиля, является Приказ под номером 399, вышедший 26 июня 2018 года
В 2019 году существуют следующие положения:
- Нельзя менять кузов, если автомобиль числится в розыске или угоне.
- Нельзя менять кузов, если у вас отсутствуют документы на этот компонент.
- Теоретически закон разрешает устанавливать кузов от автомобиля, который подвергся утилизации, но на практике скорее всего вам откажут в выполнении данной процедуры.
- У вас не получится поставить на учет транспортное средство, в котором осуществлялась замена компонента с автомобиля, не подвергавшийся утилизационному сбору.
- Если вы уже поменяли кузов на новый, то, скорее всего вы получите отказ в его регистрации из-за различия номеров.(Пункт 3 Приказа No 399)
- В ситуациях, когда номер кузова прочесть невозможно, вы будете отправлены на экспертизу.
- Не получится заменить компонент, в том случае, если присутствуют следы фальсификации номеров. К ним можно отнести переварку, изменение VIN номера, его цифр и букв.
Существует два способа переоформления замены компонента в (ГИБДД)
Однако эти способы напрямую зависят от некоторых условий.
По сути, законом разрешено производить замену кузова вашего транспортного средства, однако, если этот кузов получен от купленного вами подержаного автомобиля, то необходимых бумаг на него у вас не будет. Это связано с тем, что документы на данный агрегат достать не получится, так как их перестали выдавать.
В конце концов, ситуация может развиваться по двум сценариям:
- Если нужный агрегат вы купили новым, то у вас не составит труда оформить замену кузова в (ГИБДД) традиционными способами.
- Если необходимый компонент вы купили в подержаном состоянии, тогда произведите оформление этого компонента на себя, как при покупке целого автомобиля, так как кузов равняется всему автомобилю.
Операция по оформлению смены компонента, в данном случае кузова, как замены транспортного средства целиком, возможна только в ситуации, когда номера (VIN) располагаются на самой поверхности компонента. Отсюда следует, что данную процедуру невозможно произвести с внедорожниками, оснащенными рамой, а так же с грузовыми автомобилями. Еще конструкция самого транспортного средства не должна была претерпевать изменения.
Необходимо дать пояснение этому понятию
Под ним принято понимать, установку на транспортное средство компонентов, которые не предусмотрены для стоковой сборки данного транспортного средства. В результате мы понимаем, что новый кузов, на который будут производить смену, должен полностью совпадать со старым по своим характеристикам, для того, чтобы не вносить изменения в изначальную конструкцию транспортного средства. В данном случае автовладельца не потребуют документы на данный кузов, чтобы получить возможность замены этого кузова. Когда вы покупаете новый кузов, следует помнить, что по документам он должен числиться в качестве нового компонента.
В зависимости от условий, описанных выше, сформируем инструкцию, которая поможет законно произвести замену кузова в 2019году.
Когда кузов от подержаного автомобиля:
В данном случае операция оформления и регистрации кузова похожа на процедуру приобретения автомобиля с рук. Сначала вам необходимо перебросить все на новый кузов с того транспортного средства, с которого вы осуществляете замену. Затем вы должны установить на учет данное транспортное средство аналогично тому, как вы это делаете при покупке подержаного автомобиля (Для старого автомобиля необходимо занести правки в ПТС, так же вы должны поменять свидетельство о регистрации).
Кузов, который остался после замены, можно утилизировать различными способами. Например: сдать на металлолом. Так же можно убрать данный компонент с учета, потому что он уже утрачен.
В случае нового кузова:
В России новые компоненты можно приобрести исключительно для отечественного автопрома. Найти новый кузов для иномарки будет очень проблематично. Их почти нет в продаже. Однако производитель зачастую идет навстречу своему клиенту. В специализированных дилерских центрах, через которые реализуются иностранные автомобили, можно самому запросить справочные данные с необходимой для автовладельца информацией. При таком раскладе никаких причин, чтобы отказать вам в оформлении замены кузова, в теории, ГИБДД не имеет. К сожалению, на практике все не так хорошо, как хотелось бы. Представители МРЭО ГИБДД зачастую не хотят проводить сложные операции, поэтому они чаще всего отказывают автовладельцам. В этой ситуации необходимо потребовать у инспектора письменный отказ с применением видеозаписи. Благо, что вести видеозапись сотрудников МРЭО ГИБДД не запрещено. Следует учитывать, что когда автолюбитель покупает кузов новым, он в любом случае получает на него документы. Их нельзя терять! В 2019 году оформление замены компонентов производится только при наличии документов на новые. (В соответствии с приказом номер 399, пункта 17). Если данные документы имеются, то непосредственно до замены следует посетить ГИБДД. Далее ваше транспортное средство подвергнется процедуре сертификации. Она имеет ряд положительных моментов. По сравнению с остальными процедурами, ее принято считать упрощенной. Это связано с тем, что автовладелец минует всевозможные экспертизы и испытания, из-за того, что кузов является «родным». Однако данная процедура довольно длительная и затратная:
- Сперва получите разрешение на проведение замены кузова. Его можно получить в (ГИБДД), это является чистой формальностью, поэтому проблем с этим возникнуть не должно.
- Далее необходимо пройти осмотр транспортного средства. При себе иметь паспорт на авто, заявление, а так же СТС.
- Следующим этапом является процесс замены кузова в автосервисе. Автосервис должен быть сертифицирован для проведения данных работ. Это является обязательным условием. В противном случае вам не зарегистрируют изменения в авто официально.
- На последнем этапе вам нужно подать заявку в (ГИБДД), для того чтобы внести уже готовые изменения официально. Для этого можно воспользоваться бланками заявлений, которые предусматривают заполнение, как на компьютере, так и от руки.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)
В этой статье вы узнали, что такое законная замена кузова автомобиля в 2019. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».
Кузов — деталь или нет? Минчанину отказали в замене кузова со ссылкой на невозможность идентификации
Многие привыкли думать, что кузов — деталь автомобиля. То есть ее можно заменить, когда она приходит в негодность. История Александра говорит, что в ГАИ считают иначе: если дело касается несущего кузова, а не рамных машин или авто с шасси. Инспекторы пояснили: замена несущего кузова лишает машину первоначальной идентификации. По словам мужчины, ему намекнули, что такая политика — работа с серыми схемами перепродажи битых машин.
История Александра начинается с происшествия. Возле «Дримлэнда» в декабре прошлого года сгорел его Volkswagen Т4 (1993 г. в.). Пламя быстро охватило автомобиль. Пламенем была полностью охвачена кабина. Люди с огнетушителями пытались помочь, но ничего сделать было невозможно: огонь был очень сильным. Пожар был ликвидирован спустя 11 минут после поступления сообщения. К сожалению, от кузова микроавтобуса мало что осталось. Именно эта машина использовалась в качестве семейной Александром.
«Еще при пожаре нам сказали, что можно легально поменять кузов, — рассказал минчанин. — Мы начали заниматься этим вопросов, получили устное подтверждение от некоторых инспекторов. Ввезли из ЕС кузов, который подходит для замены по всем параметрам. В итоге пару месяцев чего-то ждем. В официальном письме из ГАИ сформулированного отказа нет. Написано лишь, что замена кузова производится с согласия начальника. При этом в документе ссылаются на выдержки из Техрегламента ТС. Суть изложена в следующих фразах: „В случаях, когда идентификационный номер нанесен изготовителем только на кузов, замена кузова на таком авто и установка кузова от другого авто с другим номером лишает машину его первоначальной идентификации и соответствия транспортному средству, выпущенному в обращении“».
Александр утверждает, что в устной беседе ему объяснили причину отказа: «Якобы такая позиция выработалась после распоряжения. Оно, в свою очередь, было вызвано работой серой схемы перекупов. Люди покупали в РБ разбитую машину, из ЕС ввозили кузов, собирали авто, а потом выставляли сборную модель на продажу по цене, гораздо большей, чем было потрачено. Со стороны в этом нет ничего противозаконного — кроме случаев незарегистрированной экономической деятельности. Однако последнее не относится к компетенции Госавтоинспекции».
«Мы машину делаем для себя, проездили на ней 10 лет и не виноваты, что так получилось с пожаром, — говорит Александр. — Мы хотим сделать все честно и официально, оплатить все расходы. Однако складывается ощущение, что это невозможно. При этом идентифицировать машину можно по номеру коробки, мотора — все эти данные можно получить по запросу официальному дилеру Volkswagen. Долгое время замена кузова была вполне обычной практикой, такие автомобили, в том числе и Т4, ездят на наших дорогах. Насколько известно, по белорусскому законодательству допускается замена кузова (согласно положению о порядке регистрации ТС Совмина) с основным условием — одна и та же марка. Похоже, для автомобилей, у которых нет рамы, возник вопрос применения этой нормы».
Александр намерен обратиться к юристам для составления письма в УГАИ МВД, где будет изложена конкретная ситуация, с которой столкнулась его семья, просьба указать порядок действий для узаконивания замены кузова.
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Как зарегистрировать в ГИБДД замену кузова автомобиля?
Как известно, кузов автомобиля является номерным агрегатом, на котором проставляется идентификационный номер (VIN) автомобиля. В процессе эксплуатации автомобиля (у кого-то раньше, у кого-то позже) возникает необходимость замены этого номерного агрегата ввиду износа, ржавчины, повреждений в ДТП и т.п. Купить новый автомобиль сейчас, в эпоху высоких цен и низкой зарплаты, затея догорая и многим не по карману. Но потребность в транспорте в наше суматошное время только возрастает. Поэтому логичным выходом из ситуации является замена кузова автомобиля. И здесь не обходится без проблемных моментов. Но чтобы понять суть проблемы, имеющей место быть, вкратце изложу историю вопроса.
До относительно недавнего времени (до 2013 года), пока действовали старые нормативные акты, касающиеся регистрации транспортных средств, проблем с регистрацией замены кузова на автомобили практически не возникало: новый кузов прописывался в ПТС, в графе «Особые отметки» указывались сведения о замене кузова.
Но в 2013 году был издан и вступил в законную силу Приказ МВД № 605 Об утверждении Административного регламента регистрации транспортных средств. Пункт 24 указанного регламента установил, что регистрация (изменения в регистрационных данных) транспортных средств не производится в случае обнаружения факта сокрытия, подделки или замены идентификационных номеров кузова автомобиля . Аналогичное основание для отказа в регистрации было и в действовавших на тот момент Правилах регистрации транспортных средств 2008 года (Приказ МВД №1001). И с 2013 года у автовладельцев начались проблемы с регистрации в ГИБДД замены кузовов. По непонятной для людей причине подразделения ГИБДД массово стали отказывать в регистрации ТС, у которых заменен кузов, со ссылкой на п.24 Административного регламента.
Водители возмутились, т.к. под этим пунктом и в Административном регламенте и в Правилах 2008 года всегда понималось, что изменение идентификационных данных произошло криминальным (неправомерным) способом. А ГИБДД, получается, заново изобрели велосипед.
Поэтому начались, не побоюсь этого слова, судебные баталии на эту тему. Война шла с переменным успехом, то в пользу автовладельцев, то в пользу ГИБДД (но у них победы случались чаще).
Некоторые особо изощренные подразделения ГИБДД даже ссылались при отказе в регистрации ТС с измененным кузовом на то основание, что в конструкцию автомобиля его собственником внесены изменения, что и они не прошли необходимую сертификацию с точки зрения соответствия требованиям безопасности. Хотя, на мой взгляд, это надуманное основание, т.к. если на автомобиль устанавливается кузов, произведенный тем же самым производителем, что и автомобиль и у них совпадают модели, то все необходимые сертификаты у производителя уже имеются.
Какие-то подразделения также ссылались на то, что кузов-то от производителя и сертификат имеется, а устанавливали его в гараже кустарным способом, поэтому это тоже не соответствует требованиям безопасности.
В итоге практика складывалась противоречивая, в том числе, на уровне Верховного Суда Российской Федерации (что само по себе является нонсенсом, т.к. этот высший суд обобщает судебную практику).
В конце концов, ГИБДД это надоело и, чтобы исключить в дальнейшем спорные ситуации, связанные с толкованием Правил и Регламента и противоречиями между этими документами, со стороны МВД были внесены в марте 2017 года изменения в Административный регламент и Правила 2008 года, где появилось новое основание для отказа в регистрации ТС с замененным кузовом – « невозможность идентификации транспортного средства вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение ».
Логика ГИБДД состояла в том, что кузов – основной элемент конструкции базового транспортного средства, содержащий идентификационный номер всего автомобиля и при замене кузова установить: а тот ли это автомобиль представлен на регистрацию или нет – не представляется возможным. По сути, это уже новое ТС, которое сделано не производителем.
Это же основание для отказа в регистрации перекочевало и в новые Правила регистрации ТС, которые вступили совсем недавно – 06.10.2018 года. Поэтому, по большому счету, проблема регистрации изменения кузова ТС, осталась. Но теперь она стала проблемой исключительно для автовладельцев, т.к. спорить теперь особо не о чем.
Но, все равно попробуем разобраться, как же все-таки поступить при необходимости замены кузова автомобиля с учетом требований новых Правил 2018 года. Ведь необходимость менять кузова у населения не отпала. Да и производителям автомобилей не выгодно производить кузова как запасные части, т.к. их никто не купит, если не будет возможности использовать их по назначению.
Так вот, в новых Правилах 2018 года имеется пункт 17 о том, что регистрация, связанная с заменой номерных агрегатов, производится на основании ПТС, договора или как сказано в Правилах, на основании « иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство и (или) раму, кузов (кабину) и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации ».
А это означает, что ГИБДД, в принципе, не отрицают возможности регистрации ТС с заменой кузова , если предоставлен ПТС автомобиля, договор купли-продажи (мены, дарения и т.п.) автомобиля и номерной детали (кузова) и данных, подтверждающих получение производителем кузова всех необходимых сертификатов.
Но если строго следовать тексту п.3 Правил 2018 года, то отказать в регистрации все равно могут, если ГИБДД при осмотре автомобиля не смогут идентифицировать автомобиль с прежними регистрационными данными, указанными в ПТС. Например, у вашего автомобиля отсутствует номер шасси – другого основного элемента ТС, то вам точно откажут в регистрации.
В подтверждении этого вывода приведу судебную практику, согласно которой суд по требованию истца взыскал со страховой компании деньги в счет выплаты по ОСАГО. Страховая компания требовала провести восстановительный ремонт сильно поврежденного в ДТП транспортного средства (сопряженный с заменой кузова), но истец, зная какая сейчас ситуация с этим в ГИБДД, запросил у этого ГИБДД разъяснения. И инспекция ему ответила, что регистрировать ТС с замененным кузовом не будет (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 № 17АП-14979/2018-АК по делу № А50-12218/2018).
Несмотря на вышесказанное, стоит отметить, что ГИБДД по некоторым вопросам пошли на уступки людям.
Так, по новым Правилам 2018 года, требования вышеуказанного пункта 17 в части предоставления документов о праве собственности не распространяются на замену двигателя. Также сделаны послабления собственникам транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации (п.20 Правил). То есть, если у ГИБДД возникли сомнения в идентификации ТС по вышеуказанным причинам, то собственников отправляют в полицию, где проводится проверка, экспертиза и выносится постановление с указанием о возможности/невозможности идентификации ТС и о причинах этого. Если идентификация невозможна, то регистрационные действия не совершаются. А если ТС идентифицировано, то и менять поврежденный кузов, возможно, не придется…
Таким образом, если исходить из системного толкования вышеуказанных норм Правил 2018 года и судебной практики, сформированной ранее, то зарегистрировать ТС с заменой кузова в редких возможно при соблюдении следующих рекомендаций:
1. Сначала при любом варианте, обозначенном ниже, обратитесь в справочную службу территориального подразделения ГИБДД, опишите ваш случай и проконсультируйтесь о ваших дальнейших действиях и рисках. Так вы примерно оцените профессионализм и адекватность работников территориального подразделения.
2. Если ваш автомобиль имеет не только номер VIN на кузове, но и номер шасси, двигателя и т.д., то теоретически есть шанс заменить кузов. Это очень важное обстоятельство, бьющее все доводы ГИБДД наповал. И даже есть судебная практика, подтверждающая этот вывод (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N 309-КГ15-9899 по делу N А47-7879/2014). В ней суды обязали ГИБДД зарегистрировать изменения регистрационных данных ТС, не связанных с изменением конструкции, в связи с тем, что собственник автомобиля заменил кузов автомобиля после ДТП, а кроме номера кузова у автомобиля был и номер шасси.
Возможно, ГИБДД также примет в качестве доказательств идентификации вашего ТС с замененным кузовом и иные обстоятельства, но это нужно беседовать с сотрудниками ГИБДД.
3. Если у авто нет номера шасси, можно еще попробовать пойти по пути «изменения конструкции» транспортного средства, но это очень длительная и дорогостоящая процедура, т.к. требуется получение свидетельства о соответствии ТС с «изменением конструкции» требованиям безопасности. Но до этого свидетельства нужно будет еще написать заявление в отдел технического надзора ГИБДД, побывать специализированной лаборатории, поменять кузов в организации, имеющей сертификат на подобные виды работ, пройти техосмотр и вернуться в отдел технического надзора для проверки документов и получения свидетельства о безопасности ТС с измененной конструкцией. После этого совершить регистрационные действия в ГИБДД.
И не исключено что, столкнувшись с этой процедурой на практике, вы, возможно, махнете рукой и решите сдать авто в утиль и купить новый автомобиль. Также не исключено, что ГИБДД скажет, что замена кузова – это не изменение конструкции ТС.
И еще надо отметить, что с 04.08.2019 года вступает в силу новый закон о регистрации ТС от 03.08.2018 № 283-ФЗ, но применительно к замене кузова ничего нового в нем не предусмотрено, надеяться на него не стоит. Так что думайте сами, решайте сами… Вот в какие рамки нас загнал антинародный режим.
Замена кузова автомобиля: все нюансы оформления в ГИБДД
Здравствуйте, дорогие друзья! Если вас заинтересовала замена кузова автомобиля, и не понимаете, почему отказывают в ГИБДД при попытке на законных основаниях это оформить, вы точно пришли по адресу.
Бывает так, что при сильном повреждении преимущественно задней части автомобиля после ДТП кузов не подлежит восстановлению. Хотя при этом двигатель и ходовая в порядке. То есть для ремонта нужно полностью поменять оболочку, купив и поставив на машину новый кузов.
Некоторым это кажется чем-то невероятным. На самом деле речь идет о достаточно распространенной практике. Сразу отмечу, что я буду говорить про оформление в РФ. Как обстоят дела в РБ, Казахстане и в Украине, где за подобные вопросы отвечает ГАИ, я не знаю.
Изучал вопрос, сугубо опираясь на законы России. Причем за 2018 и 2019 года уже произошли некоторые изменения. Именно о них мы с вами и поговорим.
Понятие кузова
Для начала нужно определить, чем вообще является кузов. Мало кто об этом задумывался на самом деле.
Если говорить о формальном понятии, то у нас автомобильный кузов определяется как номерной агрегат. То есть на нем предусмотрены определенные обозначения в виде номерных знаков и символов. Этот код служит для идентификации агрегата и всего транспортного средства. В случае, когда ГИБДД не может идентифицировать автотранспортное средство, когда фактические номера не совпадают с теми, что указаны в документе, никто регистрировать авто не будет. Причем на совершенно законных основаниях.
Но не опускайте руки. Возможность законно оформить новый кузов можно. При этом каждый автомобилист обладает правом это делать. Только тут не забывайте о некоторых условиях и формальностях.
Как нельзя делать
Не так давно вышел новый приказ под номером 399. Именно он в большей степени касается рассматриваемого вопроса. Закон регламентирует нам, в каком порядке осуществляется постановка на учет любых заменяемых компонентов авто, но также приводит перечень ограничений и запретов.
Если вчитаться в документ, можно сделать несколько выводов:
- На авто нельзя менять кузов, когда последний числится в розыске, угоне или висит в базе ГИБДД как утраченный;
- Также не получится оформить агрегат, если отсутствуют документы на него;
- В теории использовать кузова от утилизированных авто можно, но на практике почти в 100% случаев сделать это не получится. Ведь восстановить такое ТС практически невозможно;
- Если на машину поставить другой кузов, ранее снятый с учета, но при этом за него не был уплачен утилизационный сбор, вам откажут;
- Исключением являются кузова выпуском до осени 2012 года;
- Шансы зарегистрировать машину с уже замененным кузовом минимальные;
- При невозможности считать номерные символы на кузове шансы примерно равны на отказ и одобрение. Придется проходить экспертизу;
- В случае наличия признаков фальсификации ждите отказ.
Все выглядит так хмуро и бесперспективно. Но самом деле все не так плохо, как может показаться.
Как разрешается делать
Всего можно выделить 2 основных способа переоформления машины с другим установленным кузовом. Это напрямую зависит от того, в каком состоянии сам агрегат.
- Первый вариант. Купить новый компонент (кузов). Самый простой вариант, поскольку никаких проблем и ограничений со стороны ГИБДД не будет. Кузов юридически чистый, все по закону и правилам;
- Второй вариант. Использовать подержанный кузов. Очень сложная процедура, требующая ряд проверок, экспертиз и пр. Куда проще оформить на себя не просто агрегат, а сам автомобиль. То есть кузов будет равен машине. И уже с донора будете перекидывать нужные компоненты себе.
Но тут есть важная поправка. Оформить замену кузова как замену всего ТС полностью официально и законно можно лишь при условии, что ВИН номера наносятся в зоне поверхности кузова. А такое сделать на рамном авто или грузовике не получится.
Плюс запрещено изменять конструкцию. Это значит, что нельзя устанавливать на машину компоненты, которые с завода на вашей машине предусмотрены не были. Тот же мотор обязан совпадать по моделям и характеристикам. Грубо говоря, донорский кузов берется от точно такого же автомобиля, как и у вас.
Нюансы оформления
Начнем с подержанного кузова, который вы решили поставить на свою покалеченную в результате ДТП или той же коррозии машину. Здесь нужно:
- Перекинуть с донора все агрегаты, которые вам необходимы и предусмотрены комплектацией с завода на вашем авто;
- Машину ставите на учет. Делается это так же, как при приобретении авто на вторичном рынке;
- Потребуется поменять СТС, откорректировать данные в паспорте авто;
- Старый кузов сдается в утиль, на металлолом и списывается для снятия с учета.
Если же кузов новый, тогда процедура будет выглядеть несколько иначе.
Важно заметить, что в России разрешается покупать новый кузов только в случае с восстановлением машин отечественного производства. Новые агрегаты от иномарок вы вряд ли где-то купите. Зарубежный производитель может прислать кузов в дилерский центр со всеми номерами, табличками и данными.
Формально отказывать вам в регистрации сотрудники ГИБДД не должны, если вы меняете кузов на иномарке. Но поскольку процедура крайне редкая, некоторые боятся выдавать разрешения и предпочитают отказать клиенту. Это проще, нежели брать ответственность. Столкнувшись с необоснованным отказом, потребуйте от ГИБДД письменно это подтвердить и запишите процесс на видео. После таких действий они обычно соглашаются.
Поскольку кузов новый, родной и оригинальный, предварительно прошедший все процедуры испытания, схема регистрации несколько упрощается. Но она все равно будет дорогой и длительной. Здесь нужно:
- Купить кузов вместе со всеми прилагающимися документами;
- Получить через ГИБДД разрешение на замену. Отказ очень маловероятен, поскольку законных оснований у сотрудников нет;
- Затем вы приезжаете в отделение для осмотра. Тут стоит напомнить о том, какие документы нужно брать с собой. В список входит СТС, заявление на замену (внесение изменений), ПТС и ваш паспорт, как владельца машины;
- Через сертифицированный автосервис, имеющий право проводить такие работы, поставить новый кузов;
- Забрать после установки в автосервисе акт о выполненных работах и остальные прилагающиеся документы;
- Подать заявление через ГИБДД на внесение в регистрационные данные изменений.
Надеюсь, я сумел ответить на интересующие вас вопросы, и полноценно раскрыть тему.
Если же вы не нашли то, что искали, либо я упустил какой-то важный момент, поправьте меня, напишите в комментариях или задайте вопрос.
Думаю, на этом можно заканчивать. Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь и не забывайте рассказывать о нас своим друзьям!
(3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Как решить проблемы, связанные с заменой кузова автомобиля?
Замена кузова автомобиля — важный процесс, избежать которого мало кому из водителей удается. Под действием реагентов, покрывается коррозией металлические части автомобиля, от участия в ДТП никто не застрахован.
Криминальная обстановка в стране, а также естественные процессы, делают эти работы актуальными круглый год.
О том как оформить замену кузова, в зависимости от состояния VIN-кодов на автомобиле, рассказывается в данной статье. Описывается регистрация, приводится список документов.
Перечень работ, необходимый для восстановления внешнего вида агрегата зависит от степени дефектов. После ДТП у большей части конструкций изменены координаты мест монтажа, нарушена геометрия формы, присутствуют косметические изъяны.
Проведение любых мероприятий следует делать осторожно: так, чтобы идентификационный номер транспортного средства — VIN-код, — оставался хорошо читаемым. Мелкие дефекты можно исправить самому: слегка подрихтовать, подготовить поверхность под покраску и полировку, привести внешний вид в приличное состояние.
Гораздо сложнее, когда кузов автомобиля покорежило так, что потребуется долго трудиться, чтобы в результате кропотливого труда возвратить пространственную форму частей (и машины в целом), в прежнее состояние. Например, приварить специальные кольца, предназначенные для последующей растяжки поверхности. А главное, в результате подобных мероприятий, наверняка повредят VIN-код.
Лучше всего замену кузовной части автомобиля поручать специалистам из технических центров, имеющих специальную лицензию, разрешающую проведение подобных мероприятий. Выбирать их следует не только с точки зрения цены, сложности и качества, но и с учетом необходимости после ремонта иметь на руках документ, заверенный печатью.
До 15 октября 2013 года владелец автомашины, имеющий на руках заключение и чек об оплаченной услуге, направлялся в районное отделение ГИБДД, где в графе «особые отметки» паспорта ТС ему вписывались соответствующие сведения, например, о полной замене кузова автомобиля.
Как оформить замену кузова
Для того чтобы узаконить усовершенствования, необходимо собрать пакет документов.
Перечень необходимого приведен ниже:
заявление, в котором излагается суть обращения;
- документ, подтверждающих имущественные права, например, договор;
- паспорт личности заявителя, а также транспортного средства;
- номерные знаки отличия на автомобиль;
- свидетельства из регистрационных и таможенных органов;
- полисы страхования, признанные обязательными законодательством (ОСАГО);
- знаки «Транзит» (при их наличии);
- свидетельство об истории изменений, внесенных в конструкцию основных частей агрегата, касающихся норм безопасности.
Процедура освидетельствования автомобиля при замене кузова на новый состоит из следующих этапов:
- передачи владельцем агрегата комплекта документов инспектору;
- проверки достоверности бумаг заявителя;
- осмотра машины на площадке;
- оформления внесенных изменений, а также введения информации в базу данных;
- выдачи официальных бумаг владельцу транспортного средства.
Регистрация изменений, касающаяся замены кузова автомашины, должна была закончиться. Однако есть одно существенное уточнение: этот процесс (в вышеперечисленном порядке), проводился по 14 октября 2013 года (включительно), а на следующий день стал действовать другой регламент.
В качестве официального мотива для появления в свет нового документа, приводится довод о безопасности граждан и ужесточении мер противоправных действий. С того момента и до сегодняшнего дня проблема с изменёнными VIN-номерами не нашла своего решения. Помимо кузова автомашины, она касается кабин, рам и двигателя.
Что изменилось в процедуре оформления внесенных в кузов автомобиля после ремонта изменений?
В 2013 году 8 октября была узаконена новая версия технического регламента на ТС. Она коснулась многих тысяч российских автомобилистов, которых постигла участь:
- владеть агрегатом, попавшим в серьёзную аварию;
- быть счастливым обладателем машины, которую нашли после угона с перебитыми идентификационным номерами, вследствие чего потребовался, например, кузовной ремонт автомобиля;
- иметь транспортное средство, маркировочный код которого в результате естественных процессов разложения металла — коррозии, — стал трудноразличимым.
Кроме владельцев автотехники, пострадали коммерческие предприятия, которые на официальных основаниях занимаются продажей и ремонтом. В соответствии с ранее заключенными договорами, не могут выполнять свои обязанности и страхователи.
Оформление замены кузова теперь возможно только при полном соответствии VIN-кода, указанного заводом-изготовителем в паспорте, и хорошо различимого на металлической поверхности. Все остальные, ранее действующие алгоритмы решения, определяющие порядок действий законопослушного гражданина, в настоящее время отменяются.
Как решался вопрос раньше?
Напоминаем, что до 15 октября 2013 года, угнанное автотранспортное средство, которое находилось в результате проведения следствием действий, возвращалось владельцу с документами. Автолюбитель получал официальное заключение о проведенной экспертизе, например, по поводу измененных номеров (перебитых) на кузове автомобиля. В документе говорилось о факте намеренного изменения важных автомобильных данных, а также прилагались фотографии, заверенные печатью.
Затем в паспорте на ТС делалась соответствующая отметка, в регистрационные бумаги подшивались фотографии. После этих процедур владелец автомобиля мог распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.
Каково положение сегодня?
В ответ на законное возмущение граждан, местные инспектора, на основании устных распоряжений руководства, а также директив для внутреннего пользования, отделываются ответами, написанными по одному шаблону. В качестве законных оснований приводятся ссылки на приказ №1001, Указ Президента № 305-ФЗ от 02 11 2013, пункт № 24 Административного регламента и пункт №15 Правил регистрации АТС.
От ГИБДД разрешение на действия по отношению к автомобилю с измененным кузовом, дается только в одном случае – для утилизации. Теперь владельцам позволено эксплуатировать автомобили с риском для жизни. Продать агрегат, чтобы частично перекрыть стоимость новой автомашины, равно как и подарить, передать в наследство и прочее, – хозяин уже не может. Хотя, 35 статью Конституции о праве распоряжаться своим имуществом, департамент по безопасности на дорогах России отменить не может.
Абсурдность ситуации усугубляется тем, что прародителями проблемы явились сами сотрудники ГИБДД, которые в силу специфики своей работы не могли не знать о проблемах, сопутствующих регистрации при переоформлении автомобиля, изменившего номера на кузове. Именно они обошли вниманием серьёзную проблему и запустили в действие процесс, породивший множество никому не нужных хлопот и сопутствующих тому волнений.
Нельзя не упомянуть о том, что наиболее предприимчивые инспектора, пользуясь служебно-родственными связями, зарабатывают на искусственно созданных неприятностях при замене кузовных частей агрегата. Хотя следует заметить, что в условиях сильного общественного резонанса, “откатывать” историю назад (оформлять задним числом), становится все труднее. Рост риска способствует возрастанию ставок на подобные услуги.
Ни на официальных веб-ресурсах, представляющих правительственные органы и силовые (МВД и ГИБДД) структуры, ни на интернет-пространстве, где общаются рядовые пользователи – владельцы автомобилей с измененными номерами кузовов, выхода из положения люди не видят. Конечно, кроме некоторых исключений. Например, традиционной мзды знакомому автоинспектору.
Встречаются описания технологий подделки VIN-номеров, как вариант на ГАЗ 2401: путем отделения части пострадавшего кузова автомобиля. Однако считать подобные рекомендации руководством к действию каждый решает самостоятельно.
Что делать владельцу в случае отказа в отделе ГИБДД?
При устном отклонении заявления о перерегистрации автомобиля в случае замены кузова, отказ необходимо облегчить в письменную формую Сделать это можно следующим образом:
- представить ТС к осмотру (вместе со списком документов);
- написать заявление;
- потребовать письменного отказа, заверенного печатью и подписью.
Необходимо быть готовым к тому, что в большинстве районных ГИБДД процедуру придется проходить неоднократно, так как у несведущих водителей требуют «нужный» комплект справок, например, сертификаты или подтверждение регистрации агрегата в составе транспортного средства за пределами РФ. Поэтому владельцу автомобиля придется набраться смелости и знаний, чтобы доказать свою правоту, после чего с исковым заявлением и комплектом документов нужно обращаться в суд.
В настоящее время судьбоносные инстанции завалены заявлениями, связанными с заменой кузовных узлов на автомобили (и тому подобными исками). Но учитывая печальный исторический опыт, верховные органы судебной власти не решаются брать на себя смелость поставить точку. Где-то гражданам они отказывают, ссылаясь на неполный комплект представленных документов, в иных местах— «автомобильные» дела переносятся до времени выхода вразумительного решения.
Представляется верным надеяться на то, что как только количество обращений в суд превысит определенный судьбой лимит, дело по перерегистрации наконец-то сдвинется с места. Будем ждать момента, когда произвести замену кузова на автомобиле не будет такой проблемой.
Источники:
http://autotonkosti.ru/q/mozhno-li-zamenit-kuzov-avtomobilya-v-gibdd-zakonno-i-kak
http://www.cherlock.ru/articles/zakonnaya-zamena-kyzova-avtomobilya-v-2019
http://auto.onliner.by/2019/04/02/registraciya-2
http://zen.yandex.ru/media/id/5bf7028e77663700aaa667a5/5c196af57a772a00aaef03a4
http://pricep-vlg.ru/instruktsii/zamena-kuzova-avtomobilya/
http://nashikolesa.ru/kuzov/zamena-kuzova-avtomobilya