Автоклав своими руками из молочного бидона
Бытовой автоклав из молочной фляги (бидона)
Используется ограниченный набор инструментов – дрель, болгарка, обычные домашние ручные инструменты. Электросварка не требуется.
Изготовление полноценного автоклава в домашних условиях из стандартной алюминиевой молочной 25-литровой фляги. Автоклав используется для консервирования продуктов и изготовления тушенки, которую при обычной варке, без создания давления около 3 бар и температуры до 120 градусов, получить невозможно. Используется ограниченный набор инструментов – дрель, болгарка, обычные домашние ручные инструменты. Электросварка не требуется.
Исходная молочная фляга ФА-25
Для устройства автоклава необходимо решить 4 проблемы:
1) Усиление днища – оно у бидона плоское, потому, если ничего не предпринять, давление его выгнет пузом. Ставим дополнительный плоский стальной блин, притянутый специальной конструкцией (подробнее внизу)
2) Усиление цилиндрической части бидона стандартными хомутами.
3) Переоборудование прижима крышки – имеющийся штатный механизм прижима-защелки на большое давление не рассчитан. Изготавливаем прочную прижимную пластину с 6-ю винтами.
4) Установка контрольно-измерительных приборов (КИП) и необходимую для автоклава автоматику – термометр, манометр, вентиль под насос, предохранительный клапан с возможностью принудительного сброса давления.
1) Усиление днища
Берем старый колесный диск на 12 дюймов (обычные диски, например, «Жигулей» – не меньше 13 дюймов, а на 12 – это от «Оки» и маленьких «Daewoo», диски на трех болтах). Распускаем диск вдоль на три части, как указано на рисунке, чтобы получить два обруча-чашки.
Диск колеса 12′ и места реза болгаркой.
Обручи ставим навстречу друг другу со дна и с точки сужения фляги. В нижнюю чашку, под дно фляги, вставляем круг из листового металла толщиной 5 мм и диаметром 28,5 см со снятой фаской. Обручи стягиваем шестью стяжками из резьбовой штанги М6.
Дополнительное днище, вставленное в обруч-чашку.
2) Усиление цилиндрической части
Для усиления цилиндрической части фляги берем пять стандартных стальных хомутов 280-300 мм и стягиваем на равном расстоянии друг от друга.
Стягивание цлиндра фляги хомутами
3) Переоборудование прижима крышки
Штатный алюминиевый прижим с защелкой удаляем. Круглую крышку фляги обвальцовываем-обстукиваем по периметру, чтобы резиновая прокладка из-под нее не выдавливалась высоким давлением. Изготавливаем шетигранную или круглую прижимную пластину из достаточно прочного металла с шестью отверстиями Ф10 мм по диаметру 24 см. (Окружность делится на шесть частей как раз откладыванием на ней радиуса 12 см).
Изготавливаем из винтов-петель крючки, отрезая лишнее, чтобы свободно одевались на ручки фляги.
Верхний обруч фляги, изготовленный из литого сплава, похожего на силумин, содержит две ручки и опоры прижимного механизма. 4 точки выхода ручек фляги, а также две точки прижимного механизма как раз образуют правильный шестигранник. В одну опору вставляем болт, а другую немного подтачиваем, чтобы винт-крюк свободно входил в зацеп. В итоге прижимная пластина со свободно навешенными винтами-крючками и гайками-барашками должна свободно одеваться на флягу.
Прижимная крышка с шестью винтами и гайками “барашек”
4) Установка КИП и автоматики
КИП и автоматика автоклава: вентиль насосный, термометр, манометр, предохранительный клапан с кольцом для принудительного сброса давления.
Для подкачки противодавления в начале и конце автоклавирования при помощи насоса, требуется установка вентиля. Здесь применен удлинитель колесный от «Газели», притягивающийся отрезанной верхней частью обычного бескамерного вентиля. Можно также взять длинный латунный вентиль от любого грузового колеса и нарезать на нем резьбу М8, чтобы закрепить его гайками на корпусе автоклава.
Термометр, так как рабочий температурный диапазон автоклава 0 – 120 град., применен со шкалой до 160 град.
Манометр, так как рабочий диапазон давления 0 – 3,5 бар, применен со шкалой до 6 бар.
Для выпуска воздуха из автоклава при превышении давления, нужен предохранительный клапан. Клапан применен от пневмосистемы тормозов автомобиля ЗИЛ-130 (шоферское название клапана, извините, «пердун» – так и надо спрашивать в магазине) с незначительной доработкой:
– замена пружины штока на более слабую, т. к. клапан рассчитан на давления в районе 10 бар, а нам нужно ограничивать где-то около 4-х бар.
– расплющить кончик подвижного штока клапана, просверлить в нем отверстие под кольцо, за которое можно будет вручную оттягивать шток и принудительно стравливать давлении е из автоклава.
– притереть плотнее шарик клапана, т. к. в автомобиле от него идеального прилегания не требуется, а тут нужно, чтобы клапан надежно запирался на малых давлениях.
Притирка клапанного шарика: путем несильного сдавливания в тисках шарика к штуцеру необходимо добиться появления зеркальной полоски в месте прилегания.
Готовый автоклав
Преимущества получившейся конструкции автоклава
1) Легкость изготовления в домашних условиях. Электросварка не требуется. Из электроинструмента нужны только дрель и болгарка.
2) Конструкция автоклава нержавеющая.
3) Автоклав удобный и легкий по весу – всего 11 кг.
4) Конструкция автоклава разборная. Позволяет заменять детали (вплоть до самого бидона), легко усовершенствовать конструкцию по мере возникновения идей.
5) Удешевление стоимости автоклава по сравнению с промышленными аналогами, как минимум, в пять раз. Расчет затрат представленного образца:
Фляга молочная ФЛ-25 б/у по объявлению – 750 руб.
Хомуты стальные 280-300 мм 5 шт – 315 руб.
Штанга под шпильки-стяжки длиной 2м с резьбой М6 – 64 руб.
Винты-петли М10 х50 мм 6 шт. – 240 руб.
Удлинитель вентиля колесный от «Газели» – 50 руб.
Термометр 0-160 град. – 200 руб.
Манометр 0-6 бар – 127 руб.
Клапан предохранительный воздушной тормозной системы ЗИЛ-130 – 140 руб.
Метизы прочие – около100 руб.
Всего затрат – около 2000 руб. (Промышленные образцы продаются по ценам от 10 000 руб. и выше)
В ближайшее время, по мере испытаний автоклава, здесь будут размещены рекомендации по его эксплуатации и рецепты приготовления продуктов.
Просьба оставлять отзывы, предложения, вопросы.
- Блог пользователя – Yuriy_K
- Войдите, чтобы ответить
- 96072 просмотра
Комментарии
Юрий, а каким образом делать консервы мясные или рыбные, можете что-то рассказать и по использованию более развернуто хочется увидеть.
- Войдите, чтобы ответить
чистую поллитровую банку наложить дополовины мяса посерединеположить 5горошин перца 1лавровый чайную ложку соли без горки доложить мясо до напалец от верха ато разорвет заложить банки в автоклав залить водою више банок на два пальца закрыть автоклав накачать давление от 1 до 2 кг. проверить утечку . нагреть до температуры 110гр. засеч время продержать при температуре 110-116гр. 45 мин. несоветую превышать температуру у меня при 120 подгорело мясо дать остыть автоклаву самому приготовить бутылку водки и открыть ПРИЯТНОГО АПЕТИТА !
- Войдите, чтобы ответить
Очень просто и красива мне понравилось
- Войдите, чтобы ответить
Вот тут немного поподробнее и второй экземпляр автоклава – Домашний автоклав из молочной фляги (бидона)
- Войдите, чтобы ответить
Действительно, если доводить температуру до 120, то мясо пригорает. Если клавировать в пределах 105-110 то мясо всегда будет съедобным.
Рецепт для АВТОКЛАВА – “ИКРА ИЗ БАКЛАЖАН”
Состав:
на 14-15 пол-литровых банок:
5 кг баклажанов
1.5 кг моркови
2.5 кг болгарского перца
1 кг лука
4-5 кг томатов
Сельдерей (кому по вкусу. Добавить в полуфабрикат в измельчённом виде) объём произвольный.
соли по вкусу
Приготовление:
Баклажаны, перец и морковь очистить от кожуры, а у перца еще и удалить семена. (Особенно хороши баклажаны приготовленные на углях (мангал), с дымком. Конечный продукт приобретает пикантный вкус. Баклажаны после чистки выделяют некоторое количество сока, его нужно удалить). Нет мангала, можно синие готовить в духовке.
Лук, морковь, перец припустить в рафинированном растительном масле до момента, когда овощи начнут становиться мягкими (не дольше). Откинуть на дуршлаг и дать возможность стечь лишнему маслу (я так делаю, вы можете попробовать иначе).
Баклажаны, лук, морковь, перец пропустить через мясорубку. Томаты протереть или пропустить через соковыжималку (у кого что есть). Если томат очень жидкий – уварить (или откинуть массу на дуршлаг с величиной ячейки, как у сита. Лишняя влага стечёт, останется густая масса). Все ингредиенты смешать в подходящей по объёму кастрюле. Солить по вкусу. Соль добавляйте небольшими порциями, что бы не испортить (такую массу овощей и труда). Ещё я добавляю в икру имбиря, куркумы и немного сахара, но это уже индивидуально. Сначала попробуйте на небольшом количестве продукта. Ну, а потом, как понравится. Вообще нужно понимать, что продукт имеет, на данной стадии, незаконченный вид. И поэтому обращать нужно внимание, в основном, на соль. Окончательный смак приходит после того, когда вы достанете банку из автоклава, откроете и попробуете. Хороший продукт к любому столу!
Готовую икру разложить в приготовленные хорошо вымытые банки (банки стерилизовать не обязательно). Сверху икры можно добавить несколько горошин чёрного перца. И по одной столовой ложке рафинированного масла. Банки закатать.
Уложить в автоклав, нагреть до 90 – 95°C, и, выключить автоклав. Извлечь банки после того как температура в автоклаве достигнет температуры окружающей среды.
Перед тем как подавать на стол, в баклажанную икру можно добавить измельченный чеснок (примерно один зубок).
Если кому интересно могу выложить фото процесса приготовления и готового продукта. Правда не знаю, как прикрепить картинки.
Автоклав своими руками
Автоклав для домашнего консервирования
Если вы стали обладателем молочного бидона, который по прямому назначению использовать не планируете, имейте в виду, что при небольшой модернизации он может стать очень полезным в домашней кулинарии из него можно сделать автоклав своими руками.
Для изготовления вместительного нержавеющего автоклава я использовал алюминиевую флягу (бидон) на 40 л, в которой помещается 30 банок по 0,5 л.
Автоклав из молочного бидона своими руками чертежи
В крышку вмонтировал манометр на 6 атм. и ниппельный клапан с наружной резьбой от велосипедной камеры старого образца (можно от мопеда). При врезке ниппеля вентиль уплотнил паронитовой прокладкой и зажал с помощью гайки и шайбы (см. фото). Два прижимных кольца можно выточить на станке или вырезать болгаркой, что гораздо проще. Для этого на листе стали толщиной 4 мм делаем разметку (см. рис.). Вырезав по внутренней и наружной окружностям, оставляем видными линии — припуск на обработку. Окончательную доводку осуществляем на наждаке.
Кольца совмещаем, зажимаем тисками и сверлим 10 отверстий d 9 мм. К нижнему кольцу привариваем соответствующее количество гаек М8 и разрезаем его пополам.
Эксплуатация домашнего автоклава
■ На дно автоклава кладем подставку из полосового железа высотой 20 мм. Заливаем воду ниже уровня 20 мм.
■ Ставим первый ряд банок, закрываем крышками, кладем тонкую сетку, ставим второй ряд и т.д.
■ Полукольца закладываем за борт горловины фляги, надеваем крышку с резиновой прокладкой, сверху — кольцо с болтами, равномерно зажимаем.
■ Для проверки закачиваем воздух до давления 2 атм. (я испытывал емкость двое суток 5 атм.). Убедившись в герметичности бидона, стравливаем воздух. Нагревать емкость можно как на газовой плите или печке, так и паяльной лампой.
■ Подняв давление до 1 атм., держим час. Потом еще один час при 2 атм.
■ Даем автоклаву остыть до полного падения давления, вскрываем ее, достаем банки и закатываем крышками.
Совет
Для усиления цилиндрической части фляги можно перетянуть ее 5-6 стандартными стальными хомутами соответствующей длины, расположенными на равном расстоянии друг от друга.
Автоклав своими руками видео
Готовим продукты под давлением. Автоклав из газового баллона
Бытовой автоклав работает по очень простому принципу. Здесь используется промышленная технология термообработки сырых продуктов питания. Устройство, которое изображено ниже на схеме, является герметично закрытым металлическим резервуаром, в конструкции которого предусмотрен манометр, клапан, и воздушный вентиль. Он выполняет сразу две трудоемкие функции – стерилизатора и кастрюли-скороварки.
Как сделать автоклав из газового баллона
Очень выгодный и надежный самодельный автоклав изготовляют из старого баллона из-под пропана. Его достоинство заключается в том, что он изначально рассчитан на работу под большим давлением. Для этого он выполнен в цилиндрической форме, его корпус имеет закругленные торцы и металлические стенки с толщиной от 3 мм и больше.
Чтобы сделать такой автоклав, берем газовый баллон, в обязательном порядке выкручиваем кран, хорошо продуваем воздухом или заливаем водой. Это делается для удаления остатков пропана. Воду сливаем, просушиваем. После этого отмечаем на корпусе горизонтальную линию выше верхнего заводского шва на 5 мм, и ровно режем болгаркой.
Переходим к фланцу. Он должен иметь следующие размеры: внешний диаметр – 390 мм, внутренний диаметр – 303 мм, толщина металла – 10 мм. Лучше всего фланец заказать у токаря, но автор изготовил такой при помощи болгарки. Когда фланец будет сделан, его нужно приварить, пройти внутренним и внешним швом.
Следующий этап – изготовление крышки. Для этого берем металл толщиной 5…10 мм. На крышку следует установить ниппель, манометр, стойку для градусника и кран Маевского. Автор делал крышку без предохранительного клапана и вот почему. Пользователи таких автоклавов делятся в интернете своим опытом: когда предохранительный клапан срабатывает, в автоклаве банки просто взрываются. Поэтому был выбран не клапан, а кран Маевского, и в случае с избыточным давлением его можно понемногу стравливать.
Манометр рекомендуется ставить со шкалой до 6 атмосфер, термометр – до 200°C или до 150°C.
Дальше нужно врезать в нижнюю часть баллона два ТЭНа (автор использовал 2 шт. по 1 КВт) и сливной кран.
Вот теперь автоклав из газового баллона готов к работе.
После помещения банок в автоклав – 24 шт. по 0,5 л – автор поднимает давление до 1,5 атмосфер, используя компрессор из старого холодильника. Это нужно, чтобы предотвратить срыв крышки во время нагрева.
Книга рецептов для автоклава
Автоклав из молочной фляги
Автоклав это устройство внутри которого под воздействием температуры и высокого давления происходят различные химические и физические процессы. Такие аппараты применяются в различных областях промышленности и науки. В пищевой промышленности автоклавы применяются для производства тушенки, консервов. Именно для этой цели и решил сделать автоклав автор самоделки.
Инструменты и материалы.
-Болгарка
-Дрель
-Автомобильный диск на 12 дюймов
-Стальные хомуты 300 мм
-Термометр
-Манометр
-Болт-крючок
-Стяжки резьбовые
-Предохранительный клапан
-Камерный вентиль
Автор самоделки описывает два варианта . В процессе эксплуатации первой самоделки были выявлены некоторые недостатки конструкции, поэтому она была доработана. Здесь будет рассмотрен второй улучшенный вариант автоклава.Так как автоклав работает под давлением до 3,5 бар необходимо усилить флягу что бы её не разорвало.
Шаг 1. Усиление центральную часть.
Для усиления центральной части автор использовал стальные хомуты. Пять хомутов установил на равном расстоянии друг от друга и стянул их.
По утверждению автора его автоклав имеет ряд преимуществ перед промышленными образцами. Простота и дешевизна изготовления, легкая нержавеющая конструкция, ремонтопригодность.
Более подробно , а так же меры безопасности, порядок работы на автоклаве и рецепты приготовления можно посмотреть на сайте-источнике.
Источник
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Как сделать автоклав
Для быстрого консервирования мясных, рыбных и плодово-ягодных консервов в домашних условиях можно использовать автоклав – специальное устройство, которое нетрудно изготовить своими руками. Автоклав – это аппарат для различных процессов, происходящих при нагреве и под определенным давлением. Таким образом достигается ускорение реакции. Например, всем знакомую тушенку по правилам надо готовить именно в автоклаве .
Существуют промышленные автоклавы, которые используются в пищевой промышленности или в медицине для стерилизации инструментов. Но автоклав можно изготовить и в домашних условиях, используя для этого газовый баллон или молочный бидон. Работы по изготовлению этого устройства требуют некоторых слесарских навыков и умения обращения со сварочным аппаратом, но в целом процесс создания автоклава не трудный.
Автоклав из газового баллона
Для изготовления автоклава необходима металлическая прочная емкость, например, газовый баллон. Можно сварить корпус автоклава и из металлического листа толщиной 4-5 мм, но при использовании баллона работы будет меньше. Устройство самодельного автоклава показано на рисунке.
На крышке устройства закреплены на резьбовых соединениях манометр и штуцер для закачки воздуха. В качестве штуцера можно использовать вентиль от камеры грузовой машины. Для этого на отделенном от камеры соске нарезают резьбу М8, а в крышке сверлят отверстие диаметром 6,8 мм и нарезают также резьбу М8. Вентиль навинчивают в крышку и закрепляют для надежности контргайкой. Манометр на крышку прикрепляют так же, а параметры резьбы выбирают те же, что и на манометре.
В качестве термостойки (трубки для термометра) можно использовать водопроводную трубу в пол дюйма с одним заваренным или завальцованным концом. Эту трубку необходимо вварить в крышку автоклава заваренной частью вниз. Для того, чтобы измерить температуру, в термостойку заливают автомобильное масло и опускают туда термометр так, чтобы он не упирался в дно термостойки. Для этого на термометр прикрепляют бельевую прищепку поперек и подвешивают на стенках трубки. Крышку автоклава прикрепляют болтами М10 или М12.
После того, как автоклав изготовлен, его необходимо проверить на прочность и герметичность. В вентиль от грузовой камеры закачивают воздух до показаний на манометре 10-12 атмосфер. Затем надо проверить, нет ли утечки воздуха. Для проверки течей на все соединения (и сварные в том числе) наносят мыльную воду, и если на ней не появляются пузырьки воздуха, то автоклав герметичен. Для проверки надежности устройство тестируют под давлением 10-12 атмосфер на протяжении 2 суток. Если во время этого срока давление упало не более, чем на 0,5 атм. то можно применять автоклав по назначению.
Автоклав из молочного бидона
Изготовить автоклав в домашних условиях можно и из молочного бидона на 25 литров. Для это понадобится дрель, болгарка, слесарный инструмент, а вот сварка при этом способе не используется. Работа по переделке бидона включает несколько этапов.
- Усиление днища бидона. Поскольку оно у бидона плоское, то при давлении его выгнет. Для усиления используют плоский блин со специальным креплением. Берут автомобильный диск на 12 дюймов (это диски от небольших машин – Оки, например – с тремя болтами). Диск разрезают на три части так, как указано на рисунке – так, чтобы получилось две чашки в виде обруча. Их ставят друг навстречу другу на дно и на место сужения бидона в верхней части. В нижнюю чашку обода вставляют круг из металла диаметром 28,5 и толщиной 5 мм. На круге снимают фаску. Далее оба обруча стягивают шестью прутами-распорками из резьбовой штанги М6.

Верхний обруч изготавливают с двумя ручками и опорой прижимного механизма, которые и образуют шесть точек закрепления крючков. Прижимная пластина с навешенными крючками должна свободно надеваться на бидон.
Установка манометра и другой автоматики. На самодельный автоклав необходимо установить манометр, термометр, предохранительный клапан для принудительного сброса давления, а также вентиль под насос.
Для подкачки противодавления необходим вентиль. В данном примере взят колесный удлинитель от «Газели», который притянут отрезанной верхней частью бескамерного вентиля. Также можно использовать вентиль от камеры любого грузового автомобиля с нарезанной резьбой м8 и закреплением на корпусе автоклава гайками.
Манометр необходим со шкалой до 6 бар, поскольку рабочий диапазон автоклава составляет 0,3,5 бара. Термометр применен со шкалой до 160 градусов, поскольку рабочие температуры составляют 0-120 градусов.
При повышении давления в автоклаве необходим предохранительный клапан. Можно использовать клапан пневматической системы тормозов автомобиля марки ЗИЛ-130. Его необходимо доработать и внести следующие изменения в конструкцию:
- Кончик подвижного штока клапана расплющивают и проделывают в нем отверстие под кольцо, которое будет служить для оттягивания штока и принудительного стравливания давления.
- Пружину штока необходимо заменить на более слабую, поскольку клапан в оригинале рассчитан на давление в 10 бар, а в данном случае необходимо около четырех бар.
- Шарик клапана притирают плотнее, чтобы он надежнее работал при малых давлениях.
Автоклав – из куба
Есть и еще один вариант автоклавирования, достаточно просто реализуемый, с моей точки зрения.
Чтоб ты понимал – стекло с закаткой избыток в одно очко вполне просто держат, а со стяжкой механической даже в два и больше.
Поэтому
1. изготавливаем стяжку для банок – две толстые металлические пластины со шпильками
2. ставим незакрытые банки в духовку, греем до 80С
3. Закатываем, устанавливаем скопом на нижнюю пластину, стягиваем
4. Греем духовку до 110-120С, автоклавируем
5. Поэтапно снижаем температуру 110-100-90-80. Открываем
И так все будет работать, без вариантов. игорь223, 11 Окт. 11, 09:25 Пропустил -меряем высоту банок. Каменный век,хотя и работает,грешен,тоже так делал.Не не так.Сбило слово автоклавируем.В духовке наверное и резина погорит
Посл. ред. 11 Окт. 11, 20:20 от igl
ВО, а Котищще мне не верил)))
Счас кормил семью кашей гороховой с мясом.
Попробовал открыть банку с крышкой типа 3.
Руками – ни фига.
Ножом пробовал подковырнуть, как обычно, чтобы воздух впустить – НИ ФИГА.
Взял банку из этого же эксперимента, закрытую обычной крышкой.
Счелкнула, но как то вяло. Хотя вроде счелкнула, без вопросов.
Вопрос точнее остался, но риторический – нужно ли использовать одноразовые крышки при автоклавировании. Для себя то я решил вопрос, но в общем случае –
П.С. Котищще, исключительно из любви к эксперименту, и тебя при случае накормить – сделаю на неделе классический автоклав, с противодавлением. Заодно буду иметь возможность сравнить удобства/результат разных способов. Сделаю маленький, не на 28, а банок на 5-7-10 примерно.
П.П,С, Каша шописдец вкусная вышла. Маковка – твоя любимая, банку-другую с оказией передам. если тебя ботулизмом не запугают товарищи Академики)))
Роман Николаевич, ну дак ты прикинь – у тебя уже есть куб.
Не обязательно ХД/3, хотя я конечно с ним вожусь, поскольку очень удобно. и других у меня давно нет – распродал)))
И к этому кубу тебе нужно два куска железки приделать – и все, готовый автоклав! У меня достаточно много кубов из скороварки покупают, настойчиво спрашивая при этом – нельзя ли ей пользоваться по прямому назначению. Можно – и людей это радует.
Так почему не проделать ту же процедуру с кубом?
Собственно, я ее уже и проделал. Однако для полного убеждения (себя, в основном) – сравню с классическим автоклавом.
Токо не таким допотопным, который на газу и масса гемора из-за этого)))
Завтра же, если буду уже здоров и из дому подамся на люди – будет у меня автоклав классического толку. тогда и продолжим дебаты.
А не будет лень – так и до духовки с кассетой дело дойдет)))
П.С. купил сегодня захват для банок, цена 15 гривень. Удобно – не то слово!
П.П.С. тепрь он не нужен – крышка типа 3 заворачивается сразу, и после паузы на 90С – вперед, к 115С без вскрытия. отстал ты от современных достижений науки)))
Посл. ред. 11 Окт. 11, 20:32 от игорь223
Однако кто о чем, а вшивые – про баню))) Продолжаю добивать тему про автоклав с непонятками. хотя непоняток то уже и нет, вроде.
Однако для полного убеждения (себя, в основном) – сравню с классическим автоклавом.
Завтра же, если буду уже здоров и из дому подамся на люди – будет у меня автоклав классического толку. тогда и продолжим дебаты. игорь223, 11 Окт. 11, 20:29
Завтра (то есть вчера) не получилось – все “ингридиенты” купил, но сварщиков не было на месте.
Потому вчера вечером еще поигрался с автоклавом из куба
Восемь банок, пять с рыбой три с курицей.
Все с многоразовой крышкой.
Включил, выставил 115С и 50 минут, без паузы на 90С.
Утром открыл – все тип-топ, крышки не отодрать от банки напрочь, вода чистая в кубе, уровень в банках нормальный.
Утверждаю, что технология автоклавирования в кубе ХД/3 без противодавления не только возможно, но и довольно банальна, с получением нормальных консервов в банках типа “Твист ОФ” или евробанках, как их у нас на базаре кличут. Купил сегодня сорок банок по 0,7, других пользовать не буду..
Сегодня собрал куб классического автоклава.
Сделал из молочной фляги в 25 литров.
Крышку из пластины 8 мм толщиной, шесть закруток – болты М12 с барашками
Тен три кило.
Подставка из силуминовой пельменедавилки, разрезанной пополам, с приваренными ножками соответствующей высоты – чтобы над теном крышка была приподнята на 2см.
В емкость влазят 7 банок в 1 ряд.
Всего 2 ряда, один емкостью 0,7, второй – 0,5 – итого 14 банок.
Автоматика такая же
группа безопасности штатная от отопления, сбросник на 3 Бар
В куб врезан штуцер от расширительного бачка, штатный – у меня их от кубов 24л штук 30 лежит))
Опрессовал бидон давлением 3.5Атм (муторно качается((( Крышка держит, тены тоже – слегка выдуло днище. Оно было плоское, стало чуть выдавленное))
Фотографии прилагаются, на них вроде все понятно. Avtoklav1. Автоклав – из куба. Кухонный инвентарь. Кулинария.
Avtoklav2. Автоклав – из куба. Кухонный инвентарь. Кулинария.
Avtoklav3. Автоклав – из куба. Кухонный инвентарь. Кулинария.
Avtoklav4. Автоклав – из куба. Кухонный инвентарь. Кулинария.
Сегодня, если будет настрой – заряжу 4 банки с фасолью или горохом – две евробанки и две закатки – посмотрим на результат. Хотя с давлением возиться – геморрой, уже чувствую (((
Re][miLL
Джамшутим и отдыхаем
Бытовой автоклав из молочной фляги (бидона)
1) Усиление днища
2) Усиление цилиндрической части
Для усиления цилиндрической части фляги берем пять стандартных стальных хомутов 280-300 мм и стягиваем на равном расстоянии друг от друга.
3) Переоборудование прижима крышки
Штатный алюминиевый прижим с защелкой удаляем. Круглую крышку фляги обвальцовываем-обстукиваем по периметру, чтобы резиновая прокладка из-под нее не выдавливалась высоким давлением. Изготавливаем шетигранную или круглую прижимную пластину из достаточно прочного металла с шестью отверстиями Ф10 мм по диаметру 24 см. (Окружность делится на шесть частей как раз откладыванием на ней радиуса 12 см).
Изготавливаем из винтов-петель крючки, отрезая лишнее, чтобы свободно одевались на ручки фляги.
Верхний обруч фляги, изготовленный из литого сплава, похожего на силумин, содержит две ручки и опоры прижимного механизма. 4 точки выхода ручек фляги, а также две точки прижимного механизма как раз образуют правильный шестигранник. В одну опору вставляем болт, а другую немного подтачиваем, чтобы винт-крюк свободно входил в зацеп. В итоге прижимная пластина со свободно навешенными винтами-крючками и гайками-барашками должна свободно одеваться на флягу.
4) Установка КИП и автоматики
Для подкачки противодавления в начале и конце автоклавирования при помощи насоса, требуется установка вентиля. Здесь применен удлинитель колесный от «Газели», притягивающийся отрезанной верхней частью обычного бескамерного вентиля. Можно также взять длинный латунный вентиль от любого грузового колеса и нарезать на нем резьбу М8, чтобы закрепить его гайками на корпусе автоклава.
Термометр, так как рабочий температурный диапазон автоклава 0 — 120 град., применен со шкалой до 160 град.
Манометр, так как рабочий диапазон давления 0 — 3,5 бар, применен со шкалой до 6 бар.
Для выпуска воздуха из автоклава при превышении давления, нужен предохранительный клапан. Клапан применен от пневмосистемы тормозов автомобиля ЗИЛ-130 (шоферское название клапана, извините, «пердун» – так и надо спрашивать в магазине) с незначительной доработкой:
– замена пружины штока на более слабую, т. к. клапан рассчитан на давления в районе 10 бар, а нам нужно ограничивать где-то около 4-х бар.
– расплющить кончик подвижного штока клапана, просверлить в нем отверстие под кольцо, за которое можно будет вручную оттягивать шток и принудительно стравливать давлении е из автоклава.
– притереть плотнее шарик клапана, т. к. в автомобиле от него идеального прилегания не требуется, а тут нужно, чтобы клапан надежно запирался на малых давлениях. Притирка требуется только и только если клапан не держит давление (проверяется легко: созданием вакуума языком — если клапан на языке повиснет и прилипание к языку не ослабевает, то притирка достаточна, вмешательства не требуется), делать ее надо чуть-чуть и осторожно.
Притирка клапанного шарика: путем несильного сдавливания в тисках шарика к штуцеру необходимо добиться появления зеркальной полоски в месте прилегания.
Присоединение приборов к стенке бидона по обычному штуцерному принципу присоединения к тонкостенному котлу, с двумя контргайками, на двух паронитовых прокладках и герметизацией резьбового соединения термогерметиком. Следует помнить, что при закручивании гаек герметик сдирается с резьбы чулком, поэтому на резьбу надо предварительно намотать немного льна (как это делают сантехники), смазанного герметиком, или лентой ФУМ.
Преимущества получившейся конструкции автоклава
1) Легкость изготовления в домашних условиях. Электросварка не требуется. Из электроинструмента нужны только дрель и болгарка.
2) Конструкция автоклава нержавеющая. Это дает, например, такую дополнительную возможность: автор заготавливает продукты для собаки (телячьи головы) непосредственно в автоклаве без банок и без измельчения. Это дает удобную возможность использовать в пищу для животного кроме мяса кости, которые при автоклавировании разрыхляются.
3) Автоклав удобный и легкий по весу – всего 11 кг.
4) Конструкция автоклава разборная. Позволяет заменять детали (вплоть до самого бидона), легко усовершенствовать конструкцию по мере возникновения идей.
5) Удешевление стоимости автоклава по сравнению с промышленными аналогами, как минимум, в пять раз. Расчет затрат представленного образца:
- Фляга молочная ФЛ-25 б/у по объявлению – 750 руб.
- Хомуты стальные 280-300 мм 5 шт – 315 руб.
- Штанга под шпильки-стяжки длиной 2м с резьбой М6 – 64 руб.
- Винты-петли М10 х50 мм 6 шт. – 240 руб.
- Удлинитель вентиля колесный от «Газели» – 50 руб.
- Термометр 0-160 град. – 200 руб.
- Манометр 0-6 бар – 127 руб.
- Клапан предохранительный воздушной тормозной системы ЗИЛ-130 – 140 руб.
- Метизы прочие – около100 руб.
- Всего затрат – около 2000 руб. (Промышленные образцы продаются по ценам от 10 000 руб. и выше)
ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВТОКЛАВА
В процессе полугодовой эксплуатации автоклава выяснились некоторые недостатки, которые были исправлены во втором экземпляре автоклава:
Конструкция вентиля и клапана в некоторых условиях подтравливали давление, поэтому вентиль был заменен на обыкновенный гибкий резиновый вентиль от бескамерного автомобильного колеса. Предохранительный клапан был заменен на предохранительный клапан систем отопления, фиксированный на давление 3,5 бар с возможностью принудительного выпуска давления:
1 — вентиль автомобильный от бескамерного колеса (посадочное место D=11,5 мм);
2 — предохранительный клапан от системы отопления, на давление 3,5 бар, с возможностью принудительного ручного выпуска давления;
3 — второй молочный бидон был немного другой конструкции — запорно-прижимной механизм был ассиметрично смещен относительно ручек на верхнем обруче бидона, поэтому пришлось его срезать полностью и вместо него привинтить «уши» от стандартных зажимов для троса с резьбой М10. Так сохранилась конструкция правильного шетигранника крышки с равномерно распределенными отверстиями по радиусу 12 см;
4 — дополнительно связана конструкция верхнего кольца и горловины бидона стандартными винтами М8 мебельными с круглой увеличенной головкой и квадратным подголовником (чтобы была возможность сильной затяжки). В первом экземпляре бидона также были вставлены в горловину 6 таких винтов.
Кроме того, в первом и втором экземляре пришлось отказаться от штатной алюминиевой крышки бидона вообще (из-за проблемы с прокладками) и вместо нее вырезать круглые «блины» диаметром 21 см из толстой (1 см) транспортерной резины, которые показали отличную герметичность. Толстая резина нужна в связи с тем, что край горловины бака полукруглый и резина должна достаточно его облегать.
Второй экземпляр был усилен применением «блина» в нижнем кольце, под днищем бидона, из стального листа толщиной не 5 мм, а 8 мм (у пяти-миллиметровой стали на давлении 3, 5 бар появлялся прогиб, и хотя это давление обычно не достигается, но ради запаса прочности…) и по периметру было поставлено не 6, а 8 стягивающих штанг-шпилек М8.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА АВТОКЛАВЕ
Загрузить в автоклав банки, поставив первый ряд на прокладку (между рядами банок нужны такие же прокладки). Можно использовать круги из листовой толстой резины. Резина нужна для того, чтобы прокладку можно было просунуть в узкое горло автоклава, а диаметр 25 см для того, чтобы был просвет между стенками автоклава и прокладкой для циркуляции воды. Вода наливается так, чтобы закрывала крышки верхних банок на 2 см.
Покрытие банок водой — обязательное требование, вызванное необходимостью создания внутренней конвекции в автоклаве (перемещения более нагретой воды вверх, а охлажденной — вниз). Если воды будет меньше, банки на разных этажах автоклава будут стерилизованы по-разному, общий режим стерилизации установить будет невозможно. Так же важно в резиновых ковриках-прокладках сделать отверстия с той же самой целью.
I этап — СОЗДАНИЕ ПРОТИВОДАВЛЕНИЯ, ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ АВТОКЛАВА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ КЛАПАНА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО
При загруженном автоклаве и закрытой крышке снять подсоединить к воздушному вентилю автомобильный насос и создать в автоклаве давление 1,8-2 бар . Следует убедиться в том, что некоторое время отсутствуют утечки через разъемные соединения (отсутствует падение давления по манометру). Сбросить давление в автоклаве до 0,8 бар путем периодического поднимания штока клапана. Так проверяется герметичность автоклава и работоспособность клапана.
Если не создать противодавление, то при нагревании с банок сорвет крышки.
Если происходит проварка продуктов без банок, скажем, для животных, прямо в бидоне автоклава, то никакая искусственная подкачка воздуха не нужна вообще. Противодавление создается исключительно для сохранности закатки крышек.
II этап — НАГРЕВ
Установить автоклав на источник интенсивного нагрева. Нагрев производится до этапа стерилизации в зависимости от вида продукта. Скажем, для мясных продуктов – говядина, баранина, свинина, нагрев следует проводить до температуры 118°С. Если превысить эту температуру, то желе, в котором потом оказывается тушенка, переварится и превратится в красную жидкость.
Давление по манометру должно достичь 3-3,2 бар а при полной загрузке автоклава. Не следует вмешиваться, регулировать в поддержку давления, стравливать его без необходимости. Оптимально то давление, которое установится само собою. Наблюдать следует не столько за давлением, сколько за температурой автоклавирования.
III этап — СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Время начала стерилизации определяется по достижении максимальной температуры (внизу по таблице). По достижении этих температур убавить интенсивность нагрева и выдержать время в зависимости от консервируемого продукта.
Усредненные режимы стерилизации отдельных продуктов:
Говядина, баранина, свинина тушеная – 118°С х 45 мин.
Курица, кролик – 115°С х 30 мин.
Рыба – 112°С х 20 мин.
Фрукты (компот), горох, фасоль, кукуруза – 115-120°С х 30 мин.
В зависимости от предполагаемого времени хранения и вкусовых предпочтений время стерилизации можно уменьшать или увеличивать. При меньшем времени автоклавирования лучше вкусовые качества, а при большем времени увеличивается срок хранения, переваривание-разрыхление костей и хрящей в тушенке.
По истечении необходимого времени отключить источник нагрева.
Полезно ознакомиться с промышленными рекомендациями по производству мясных консервов. Например, в промышленности режим стерилизации тушенки такой: при 115°С – 115 мин; при 120°С – 75 мин
Режим стерилизации для каждого автоклава разный в зависимости от расположения термометра, конфигурации автоклава (особенно соотношения высота-ширина), его теплообменных характеристик (в том числе температуры наружного воздуха), способа разогрева (электроплита, газ, костер и пр.) Точный оптимальный режим стерилизации лучше всего доводить экспериментально — постепенно, раз от раза снижая время и температуру стерилизации, пока в готовой тушенке не будет вместо красной жидкости вкусное желе, как в студне.
IV этап — ОХЛАЖДЕНИЕ
Охлаждение проводится естественным путем. Для мясных продуктов при снижении давления до 2 бар приступить к этапу «Противодавление». Для удобства можно опустить автоклав на пол.
Прислушиваться: крышки при радикальной смене давления громко «щелкают», переходя из одного прогиба в противоположный. После «щелчков» следует в любом случае подкачать давление хотя бы на 1 бар.
Крышки, закатанные, например, бытовыми машинками «Машенька», «Мисан», «Лепсе», «Боровичи», «Мухомор» с обжимным принципом действия, безболезненно выдерживают разницу давления, когда внутри банки больше, чем снаружи (прогиб крышки вверх) — до 1 бар и при превышенном давлении снаружи банки (прогиб крышки вниз) — до 2 бар.
V этап — ПРОТИВОДАВЛЕНИЕ
Подсоединить насос к вентилю и нагнетать воздух до давления 2,9-3 бар. Невыполнение этого требования может привести к тому, что с банок сорвет крышки.
Если происходит проварка продуктов без банок, скажем, для животных, прямо в бидоне автоклава, то никакая искусственная подкачка воздуха не нужна вообще. Противодавление создается исключительно для сохранности закатки крышек.
VI этап — ОХЛАЖДЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ
Окончательное охлаждение продолжается около 4 – 5 час. до достижении температуры не выше 40°С. Принудительное охлаждение не допускается – может возникнуть большая разница между давлением в банках и внешней водой, тогда сорвет крышки.
VII этап — ФИНИШ (РАЗГРУЗКА АВТОКЛАВА)
На финишном этапе осторожно, небольшими порциями сбросить оставшееся давление путем поднимания штока клапана предохранительного. Прислушиваться: крышки при радикальной смене давления громко «щелкают», переходя из одного прогиба в противоположный. После щелчков нужно либо прекратить стравливание давления, либо вообще подкачать. Нужно чувствовать ситуацию.
Открыть крышку автоклава, осторожно вынуть банки с продуктами, слить воду и вытереть насухо внутреннюю поверхность автоклава, оставить открытым и просушить его.
Источники:
http://sdelay.tv/bytovoi-avtoklav-iz-molochnoi-flyagi-bidona
http://www.umeltsi.ru/prisposoblenia/1667-avtoklav-svoimi-rukami.html
http://usamodelkina.ru/7603-avtoklav-iz-molochnoy-flyagi.html
http://sdelai-sam.pp.ua/?p=10152
http://forum.homedistiller.ru/index.php?topic=27493.80
http://rexmill.wordpress.com/2012/11/18/%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2-%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8-%D0%B1%D0%B8/